Найти тему

Развиваем гибкое сознание в детях, несмотря на ФГОС

Источник pexels.com
Источник pexels.com

Гибкость. Главное качество, которое я уверена, мы должны прежде всего развивать в детях. Гибкость — это всё. Обучаемость, более лёгкая приспособляемость к новым условиям, умение жить в ситуации неопределённости. Именно гибкость, не жёсткость и не твёрдость позволяет справляться с кризисами. Твёрдое легко сломать, разбить. Гибкое, текучее, как вода, обтекает препятствия, не ломаясь о них. Гибкое сознание — важнейший фактор жизненного успеха, чем бы вы этот успех ни мерили.

Я уже писала о том, что система оценивания, заложенная системой образования (не только в России, в большинстве стран), развивает антигибкость, зачастую демотивирует учеников и не способствует реальному обучению. Я уже рассказывала об исследованиях Кэрол Дуэк на эту тему.

Реальное обучение имеет место тогда, когда есть возможность переноса компетенций, то есть способность взять что-то, что ты узнал, и применить в новых условиях и на новых задачах. Всё остальное — это просто зазубривание сведений, переданных учителем.

К реальному обучению готов только гибкий мозг, только гибкое сознание.

Первое, что способствует формированию антигибкого сознания — зацикленность на оценках, которая драматически усугубилась после введения ЕГЭ. К чему приводит зацикленность на оценках?

1) Подрывает интерес к реальному обучению. Ученики заинтересованы только в том, чтобы «оттарабанить» зазубренное и сдать тест. Школа становится местом, куда надо прийти с заученными сведениями, датами, определениями, выдать их на оценку учителю и... всё. Дальше можно забыть.

Вы всё ещё не понимаете, почему в нашем взрослом мире так много формализма, деятельности для галочки, для красивого отчёта?

2) Внушает страх ошибки. В нормальной ситуации ошибка — это крутой инструмент обучения. Но негибкое сознание ошибок боится, потому и боится оценок ниже заданного семьёй или учителем стандарта. Для них ошибка (низкая оценка) — это не сигнал к тому, в чём надо ещё разбираться, а показатель провала. При этом в реальной жизни человек никогда не бывает полностью прав, ошибки — это нормально. Мы на них учимся. Для эффективной (и, кстати, счастливой) жизни нам бы, наоборот, надо учиться делать из ошибок выводы. Для этого их не надо бояться.

Теперь понятно, почему вы, взрослый человек, скорее всего, боитесь браться за новый язык, за обучение танцам или освоение новой профессии, за открытие своего бизнеса?

3) Провоцирует избегать трудностей. Когда нет интереса к реальному обучению, а мотив лишь получить нужную оценку / красивый аттестат / корочку, логично, что ученики стремятся браться за самые лёгкие задачи, идти по пути наименьшего сопротивления. Потом они также себя ведут во взрослом возрасте.

Ну что, снялся ваш вопрос про этих вечно сливающихся взрослых людей? Уверена, вы эти вопросы задаёте постоянно. Как можно читать сообщения и не отвечать неделю, а потом сказать, что была проблема с поставщиком? Почему нельзя было сказать сразу, когда я ещё мог что-то изменить? Почему сотрудники несут мне все проблемы, даже в пределах их компетенций, почему не приходят сразу с вариантами решений? Да-да, это оно. Путь наименьшего сопротивления.

4) Заставляет хуже учиться. Без мотива реально узнать, реально освоить, реально разобраться, ученик нацелен в первую очередь на форму, а не на содержание. Он выберет списать, если есть возможность, а не сделать самому. Беря книгу из списка литературы, он хочет понять, сколько там страниц, как много времени он на неё потратит, а не о чём она.

Поделюсь практическим рекомендациями, как, несмотря на имеющуюся систему оценок в школе, всё-таки развивать в ребёнке гибкое сознание, готовое к реальному обучению.

Ситуация 1

Вы — родитель. Сын приходит из школы и сообщает, что написал контрольную на «5». Или вы — учитель, один из учеников получил «5».

Первая реакция — «Молодец!»

Вместо этого помогите ему проанализировать, почему он получил «5». Ведь могут быть варианты и ваши реакции от этих вариантов зависят.

1) он очень старался и готовился, вот за это реально стоит похвалить, именно навыки старания и трудолюбия понадобится ему в большинстве областей;

2) он очень умный, за это хвалить нет смысла, это дано природой, а в других областях природа могла и отдохнуть, там понадобится то самое трудолюбие, 10 000 часов;

3) повезло, угадал или списал, за это хвалить вообще нет смысла, так мы обнуляем весь смысл школы и обучения;

4) контрольная была лёгкой (не в силу того, что много готовился, а именно когда не готовился и повезло, было легко), за это тоже нет смысла хвалить, похвала только стимулирует избегание трудностей.

Важно, чтобы это не были оценки за умение зазубривать. Поспрашивайте ребёнка:

«А что ты узнал сегодня?», «Что из того, что ты сегодня узнал, было самым забавным, умопомрачительным и т. д.?»

Ситуация 2

Ученик в классе получил оценку, которая именно ему кажется низкой (ниже, чем он ставит себе планку).

Первая реакция — «Это потому что у тебя куча ошибок! Потому что ты не знаешь!»

Вместо этого сосредоточьтесь на том, старался ли ученик, как он готовился. Если вы знаете о том, что он недостаточно готовился, сообщите об этом. Если ребёнок готовился, но, на ваш взгляд, материал даётся ему тяжело, скажите об этом честно. Ребёнку не помешает знать, что именно на этот материал (предмет) ему нужно тратить больше времени. Не ругайте за ошибки. Ошибки — наши друзья, они в любом случае сообщают о чём-то, о пробеле в знаниях, о том, что мы не разобрались или о том, что надо быть более внимательным, сосредоточенным.

Как вы, будучи учителем или родителем, можете усугубить ситуацию?

— психологически давить, пугать тестами, ЕГЭ и т. д.

— давать домашние задания, которые легко найти в ГДЗ,

— сравнивать детей друг с другом,

— придавать большое значение конкурсам (это опять же про сравнение),

— ругать, стыдить за ошибки, помарки, призывать сдавать работы без единой ошибки.

Понимаю, что всё это непросто делать в ситуации, когда сама система заточена на другое. Но вы можете стать тем единственным человеком в жизни вашего ребёнка или ваших учеников, который даст им главный подарок в жизни — шанс иметь гибкое, обучаемое сознание.

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой канал. Здесь я пишу о детях, о школе, о травле, делюсь лайфхаками и историями из жизни.

29 января и 5 февраля приглашаю вас на практический интенсив для осознанных педагогов и родителей «Буллинг и антибуллинг». В первый день будем учиться различать травлю и лечить коллектив, во второй - работать с классом так, чтобы травли не было. Узнаем, как выстраивать работу на уроке и вне урока. Педагоги получат техники групповой работы на уроке, которыми можно сплотить класс, не отходя от темы и ФГОС, значительно повысить эффективность урока, получать отдачу и хорошее настроение. Родители приоткроют завесу того, что должно происходить в стенах школы, чтобы дети шли на уроки с удовольствием.

Интенсив «Буллинг и антибуллинг» в цифрах:

  • 1 пошаговый алгоритм лечения травли
  • разбор 5 реальных школьных кейсов
  • 6 инструментов внеурочного классообразования
  • 4 инструмента групповой работы на уроке
  • 2 инструмента оценки групповой динамики в классе + 2 в подарок

Если вы неравнодушный педагог или осознанный родитель, который хочет знать больше о школе, приглашаю вас в нашу Телеграмм-группу «Учимся учить иначе».

Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.