История в хрустале. Памяти художника Станислава Верина
История в хрустале. От плотника до Перуна
В 1969 году Верин продолжает учёбу в высшем художественно-промышленном училище, и в 1972 году он получает диплом художника по стеклу. Станислав Петрович возвращается в родной коллектив художников Гусевского хрустального завода и продолжает работу по проектированию образцов массового производства и созданию выставочных произведений. Работы художника в числе произведений других заводских мастеров экспонировались на многих отечественных выставках декоративно-прикладного искусства в разных городах страны. Образцы массового производства, спроектированные Станиславом Вериным, а также ряд авторских работ экспонировались на площадках зарубежных торгово-промышленных выставок, проходивших в Германии, Финляндии, Франции. На Всемирной выставке ЭКСПО-70, проходившей в Японии, в г. Осака, завод представил авторские изделия с гравировкой. Это сувенирные кубки С. Верина и работы его товарищей по цеху: бокалы В. Корнеева, Ф. Ибрагимова, декоративные блюда и вазы Е. Рогова, В. Филатова, О. Козловой.
В начале 1970-х Верин создаёт первую масштабную выставочную работу – многосоставную декоративную вазу «Сияние севера».
Это произведение зримо передаёт романтику 1970-х годов, наполненных энтузиазмом советских строек, стремлением к рекордам, к продвижению развитого социализма в стране. Строгая, устремлённая вверх форма перекликается с геометрией высоковольтных линий и опор электропередач. Полутораметровый размер венчающей чаши символизирует размах советских строек, а сверкающий алмазный декор олицетворяет красоту и величие покоренного человеком сурового северного края.
К числу самых удачных работ художника относится и блюдо «Мамбо» (1973 г.).
Яркий праздничный цвет, круговое расположение орнамента и чередование плавных изгибов овальных граней соразмерны рисунку танца. Фигурно вырезанный край также поддерживает музыкальный ритм произведения. Ваза «Подсолнух» (1974 г.) решена совсем в другом ключе. Тулово из бесцветного хрусталя словно перевернуто вверх дном и декорировано налепами в виде красно-оранжевых стилизованных цветов и медальонов с оттиснутым орнаментом. Ваза олицетворяет цветение, жизнь природы. Оранжево-красная чаша цветка символизирует знойное лето, время цветения подсолнухов».
Ваза экспонировалась на Владимирской выставке декоративно-прикладного искусства, проходившей в 1975 году. Две такие же вазы были подарены призёрам международного конкурса политической песни «Красная гвоздика», который проходил в г. Сочи в 1976 г. Ими стали певец Заур Тутов, в последующие годы народный артист РФ, и ВИА «Добры молодцы».
В 1975 г. Станислав Верин был принят в Союз художников СССР. В это время вместе с коллегами он успешно решает заводские задачи, поставленные перед коллективом. Все гусевские художники в эти годы работали над созданием произведений, посвящённых всемирной Олимпиаде 1980 года, проходившей в Москве. Станислав Верин уже в 1973 году спроектировал набор «Олимпийский», состоящий из фужеров, бокалов и рюмок из бесцветного и золотисто-чайного хрусталя.
Набор изготавливался в сегменте серийной, дорогостоящей продукции Гусевского хрустального завода. А в наши дни он является раритетом и предметом гордости коллекционеров отечественного хрусталя. Несомненной удачей Верина стал комплект спортивных кубков «Олимпийский» (1979 г.), также посвящённый Олимпиаде.
Алмазный рисунок трёх разновеликих сосудов гармонично соединяется с их классически выверенной формой. Сияющий орнамент олицетворяет ликование победы, создаёт ощущение праздника и радости жизни. Среди сувенирной продукции – пепельница «Олимпиада-80». Её отличает необычное решение формы в виде спортивного снаряда – диска. Красный цвет – цвет победы, а рельеф оттиснутой по кругу надписи воспринимается как языки пламени олимпийского огня. Этот яркий сувенир выглядел как авторская работа высокого уровня ремесла, а между тем требовал минимальных затрат на изготовление в технике пресса. Не случайно пепельница входила в число заводской продукции, экспортируемой за рубеж.
А.В. Чуканова
Окончание следует