"Ребёнку девять лет. Учится из-под палки, точно так же без желания занимается дополнительными занятиями. Единственное, что в этой жизни его интересует - компьютерные игры. За четверть две тройки получил по математике и русскому. Для учёбы все условия, всегда помогаю, напоминаю, сижу с ним. Сын написал Дедушке Морозу письмо: "Xbox или ничего".
Xbox - домашняя игровая приставка. Мечта ребенка, увлекающегося компьютерными играми. На экране мелькают яркие картинки, в наушниках - взрывы, удары мечей и гул моторов, в руках - пульт управления. Захватывающий мир виртуальности, где ты гонщик, Бэтмен, ковбой, солдат. Мальчик учится в 3 классе начальной школы и мечтает только о том, что Дед Мороз подарит ему дорогой гаджет. Больше ничего ему не нужно.
Мама в ступоре. Так она называет своё состояние. Весь декабрь вела с ним разговоры о подарке: "Всё ждала, что предложит другие варианты, подсказывала, спрашивала". Мама хочет сделать сыну подарок, который его порадует, но Xbox не порадует её. Сын учится в 3 классе. Умный и сообразительный мальчишка, но "четверки" у него только там, где яркие картинки. Окружающий мир, чтение, рисование, технология. А там, где нужно сосредоточить внимание, напрячь волю, использовать мышление, там результаты удовлетворительные. Мама решает - быть хорошей мамой или хорошим Дедом Морозом?
"Нам он говорит, что Деда Мороза не существует, а сам письма ему пишет... Вот нашла одно, сижу и думаю, что делать".
Мама колеблется. С одной стороны, покупка по карману. Радость ребенка будет безгранична. Получит море удовольствия, когда загрохочут танки, заревут моторы, застучат мечи. Нам взрослым такое счастье и такой восторг за 10 -15 тысяч уже не купить. Мы дарим захватывающий и волшебный мир нашим детям, а сами живем совсем в другом. Где-то в глубине души согласны с тем, что виртуальное - лучше. Дети тонко ловят эти волны. С другой стороны, жить им все-таки предстоит в реальности, и мама не может согласиться с тем, что такую мечту сына - жить виртуальностью - ей нужно исполнить.
"Я не хочу дарить ему такой подарок. Ещё и форма ультиматума. Считаю что и так ребёнок в шоколаде, плюс проблемы с учёбой. Сестра его пашет, как лошадь, и в школе, и дома. Ещё и за ним прибирается. Получит то, о чем просила. А что делать с моим Митрофанушкой?"
Мальчик мечтает о Xbox. И эта мечта легко может стать реальностью. Родители любят ребенка и готовы его радовать, если это не будет в ущерб учебе. Ему только нужно сосредоточить внимание, напрячь волю, использовать мышление, чтобы результаты были хорошие по математике и русскому. Тогда мама купит. Почему же ребенок не может? Часто причина в нервной ослабленности. При высоком интеллекте ребенку трудно долго заниматься тем, что не вызывает интереса. Память, внимание, восприятие, волевые процессы снижены. Нужно помочь организму. Убрать лишние нагрузки, нормализовать режим сна и бодрствования, больше гулять и двигаться.
Причина может быть в психоэмоциональном напряжении. Тревога, боль, печаль, злость не просто эмоции. Негативные чувства активизируют гормональную систему, истощают ресурсы психики. Сестра -"умница", а он у мамы "Митрофанушка". Какие отношения в классе с учителем, с детьми? Нет ли страхов? Как сам себя ребенок воспринимает? Нужно понять, почему успех в игровой среде так важен. Нужно искать причины того, что основные предметы даются трудно, не виня и не стыдя ребенка. Иначе получается замкнутый круг. Мама ругает за плохие оценки, сыну хочется спрятаться в мире фантазий. Игры мешают учебе, и мама ругает еще больше. Растет напряжение и разочарование, реальность выглядит для ребенка серой и тоскливой, холодной и ранящей. "Xbox или ничего" - так формируется база игровой зависимости.