Найти в Дзене

Выученная беспомощность:почему одни способны бороться до конца, а другие после нескольких провалов прекращают попытки?

Оглавление

Выученная беспомощность — это модель поведения, при которой человек не чувствует связи между затраченными усилиями и результатами. Данное явление открыл Мартин Селигман в 1967 году.

Слова-маркеры: не могу, не хочу, всегда, никогда, всё бесполезно.

«Зачем стараться, если всё приводит к одному и тому же неудачному результату?» Возникал ли у вас в голове такой вопрос? И как часто после этого вы опускали руки и переставали стараться? У такой модели поведения есть название — выученная беспомощность. О ней и пойдёт речь в этой статье.

Картинка взята с открытого источника.
Картинка взята с открытого источника.

История открытия

Психолог Мартин Селигман провел опыт на собаках. Эксперимента было 2, но остановимся на последнем.

Он разделил собак на три группы:

  1. получали удары током, однако в любой момент могли это прекратить.
  2. не могли никак прекратить удары тока.
  3. группа была контрольной и ударов током не получала.

Спустя некоторое время всех собак пересадили в другие клетки, где перегородка уже была низкая, и они могли её спокойно перепрыгнуть. В таких условиях, при получении ударов током собаки из 1 и 3 группы убежали. Из 2-ой группы животные, наученные прошлым опытом, не предприняли попыток как-то выйти из неблагоприятных для них условий.

Собака могла перейти на другую сторону, чтобы прекратить удары током.
Собака могла перейти на другую сторону, чтобы прекратить удары током.

Благодаря этому Селигман сделал вывод, что беспомощность вызывает прошлый опыт. Живое существо не пытается изменить ситуацию, если оно привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, и что всё приводит к одному и тому же результату. Появляется установка, что на неприятные события никак повлиять нельзя. Этот эффект начали называть «выученной беспомощностью».

Интересный факт, что не только животные обладают данным феноменом, он существует ещё и у людей. Многие сталкиваются с ним в повседневной жизни. Например, у человека неоднократно были неудачные отношения, после чего, он убеждается, что не сможет в принципе когда-либо иметь их. Другой пример, студент окончил университет и в попытках устроиться по специальности получил 8 отказов. Он бросает ходить по собеседованиям и устраивается на любую доступную должность.

Как формируется выученная беспомощность?

Мартин Селигман отмечал, что выученная беспомощность формируется к восьми годам и отражает веру человека в степень эффективности его действий. То есть, по факту, веру в себя.
Какие источники формируют беспомощность?

  1. Опыт переживания неблагоприятных событий, т.е. отсутствие возможности контролировать события собственной жизни; при этом приобретенный в одной ситуации отрицательный опыт начинает переноситься и на другие ситуации, когда возможность контроля реально существует. К неконтролируемым событиям Селигман относил обиды, наносимые родителями (можно добавить — и учителями и воспитателями детских учреждений), смерть любимого человека и животного, серьезную болезнь, развод родителей или скандалы, потерю работы;
  2. Опыт наблюдения беспомощных людей (например, телевизионные сюжеты о беззащитных жертвах);
  3. Отсутствие самостоятельности в детстве, готовность родителей все делать вместо ребенка.
  4. Отсутствие последствий или одни и те же последствия. Например, ведя блог, не получаешь обратную связь, сколько бы ты усилий не вкладывал.
Процесс возникновения выученной беспомощности.
Процесс возникновения выученной беспомощности.

Почему одни люди впадают в беспомощность, а другие нет?

Это зависит от того, как человек объясняет неудачу, с которой он сталкивается. Сравните два примера:

Я плохо живу, потому что условия вокруг меня не те. Денег нет, потому что правительство утонуло в коррупции, отношения не строятся, потому что Марс в ретрограде и т.д.

Или

Мне не хватает денег, что я могу сделать на данный момент? Допустим, у меня есть варианты: 1- уволиться с нынешней работы и найти другую; 2-устроиться на вторую работу; 3-повысить навык своей экспертности т.д.

В первом примере человек уделяет своё внимание обстоятельствам, над которыми не имеет власти. Во втором примере человек задаёт в первую очередь вопросы к себе самому. Он думает, как результат его усилий может повлиять на ситуацию.

Все вышеперечисленные примеры относятся к личностной беспомощности - это устойчивая мотивационная характеристика человека, формирующаяся в процессе развития. Кроме этого, есть ситуативная, т.е. это временная реакция на те ли иные неподконтрольные человеку события.

Что помогает предотвратить беспомощность?

Опыт активного преодоления трудностей

Необходимо помнить про свои победы и ситуации, которые уже удалось пройти. Можно даже составить список "Мои достижения" и возвращаться к этому списку в особо трудные времена. Видя свои успехи, можно повысить уверенность в своих силах.

Конструктивное мышление

Как было описано во втором примере в подпункте "Почему одни люди впадают в беспомощность, а другие нет?", нужно в первую очередь обращать внимание на те процессы, которые можно контролировать и изменить. И самое главное, понимать, что выбор сделан самостоятельно и осознанно.

Вот примеры некоторых вопросов:

Почему так происходит? В чем причина нашей проблемы? А можно ли устранить эту причину? А можно ли решить проблему в обход или в несколько ходов? А какие факторы могут повысить шансы на успех?

Стабильная самооценка

Вера в свои силу и в свой успех кратно повышает шанс преодолеть трудности и не впасть в беспомощность.

Коллекционировать и ожидать неудачи

Небольшая техника, в которой описывается довольно интересный подход. Суть в том, чтобы сместить фокус внимания с успехов на неудачи.

Ищите специально моменты неудачи. Расчертите поле из 1000 квадратиков и после каждой неудачи закрашивайте 1 квадрат. Конечная цель — полностью закрасить все квадраты.

Механизм этой техники в том, что мы не ждем успеха, а потому у нас не возникает чувства, что мы не контролируем ситуацию.

Мои соцсети:

Instagram: https://www.instagram.com/?hl=ru YouTube:https://www.youtube.com/channel/UCbHtFHEkcGBGIFFT2VwMUcg - канал с моими авторскими медитациями
Тик-ток:https://vm.tiktok.com/ZSeDRfEbm/ - делюсь своими мыслями в разговорном формате