Армейская техника в последние годы обновляется постоянно. Вы просто посетите любую выставку вооружений, и все станет понятно – вот куда утекают финансовые потоки. И если там, среди экспонатов, еще много опытных образцов, то можно просто посмотреть на дороги: там новеньких грузовиков с военными номерами заметно прибавилось.
Аналогичная ситуация и в соседней Белоруссии. Замена автопарка там идет просто с космической скоростью. Еще вчера бойцов перебрасывали на «шишигах», а сегодня их везут в кузове «Корнета», на замену утилитарным ПАЗ-3205 приходят новенькие МАЗ-257, а вместо тяжелых КрАЗов вовсю используются МАЗ-6317. И тем не менее, на дорогах все еще можно встретить «их»...
Так как состав автопарка вооруженные силы Белоруссии не разглашают, я попросил своих знакомых прислать фотографии старых армейских машин. Тех, что попадались им на глаза в ближайшие пять лет. И нашлись-таки интересные экземпляры. Причем не где-то в глухих пущах, а в самом центре страны.
Если верить фотографиям, то чаще сего встречаются различные конструкции на шасси ЗИЛ-131. В принципе, оно и понятно. Модель собиралась в Москве до 1994 года (а в Новоуральске и того дольше), и за 38 лет было выпущено более 998 тысяч полноприводников этого семейства. Самый массовый вездеход в СССР и его странах-наследниках.
Гораздо реже, но все же встречаются МАЗы «пятисотого» семейства. В основном в виде топливозаправщиков и с различными «кунгами». Раньше попадались и машины в бортовом исполнении, но их за последнюю пятилетку почти не стало. Зато «наливники» можно фотографировать хоть каждую неделю.
Совершенно не хотят сдаваться «монстры» в виде МАЗ-537. Несмотря на постоянные заявления, что МЗКТ разработал новую линейку полноприводных танковозов, а также про поставку современных тягачей за рубеж, в белорусской армии «пятьсот тридцать седьмые» уверенно занимают свое место в парке и покидать его не собираются.
Совсем недавно подтвердилась информация, что на службе у соседей до сих пор стоит и техника на шасси КрАЗ-260. В целях патриотического воспитания молодежи ВС РБ проводят осенью и зимой Дни открытых дверей в различных воинских частях по всей стране. И вот при посещении 36-й дорожно-мостовой бригады в Жодино кременчугские вездеходы показывали молодому поколению.
Парочка «двести шестидесятых» там служит носителями оборудования для установки свай автомобильных и железнодорожных мостов. Так как оборудование используется нечасто, скорее всего, замена им придет не так уж и скоро. К слову, совсем недавно там на вооружении состояла аналогичная техника на шасси КрАЗ-255Б. Теперь она служит памятником.
Вообще ситуация с дорожно-мостовыми службами у соседей интересная. Помимо армейских подразделений понтонно-мостовая служба есть и у МЧС. И там на вооружении до сих пор стоит ПМП на шасси КрАЗ-255Б1. Причем технику частично перекрасили в красно-белые цвета, а частично так и оставили в хаки. Ну, это так, к слову.
А вот в бортовом варианте КрАЗ-255Б1 перестали встречаться на просторах Белоруссии. Последний раз «лаптежник» попал в кадр в 2017 году. Обычно КрАЗы буксировали за собой трал с военной техникой, но вряд ли это было экономически выгодно. Вот их, скорее всего, грузовики МАЗ-6317 и сменили в первую очередь.
Еще из интересного стоит отметить грейдер ДЗ-98Б. Данная полноприводная машина относится к тяжелому типу дорожной техники и в таком виде производилась до середины 1990-х. Однако в Беларуси ДЗ-98Б не только сохранился, но и своим ходом чуть ли не ежемесячно совершает 50-клометровые марши от места постоянной дислокации в Жодино на различные объекты.
А вы заметили, что не было ни одной фотографии ГАЗ-66 – автомобиля, который неотделим от армии, и без которого ее и представить невозможно? Не поверите, но армейские «шишиги» стали большой редкостью на белорусских трассах. А ведь еще лет десять назад были части с десятками ГАЗ-66 и одним МАЗом. Теперь стало все наоборот.
Коллеги прислали фото из 2008 года, когда в Беларуси активно взялись за расформирование воинских частей, и техника выставлялась на продажу.
Вообще за последние годы соседи активно разоружались. Особенно это касалось частей, дислоцированных в крупных городах. На месте армейских ангаров теперь стоят жилые высотки, а вместо баз хранения с техникой - склады и автосервисы. Расформирование коснулось и автопарка. Большинство старых автомобилей было распродано или утилизировано. Так что не удивлюсь, если скоро вся белорусская армия будет передвигаться исключительно на МАЗах.