Найти тему
Аутизм и школа

Аутизм. Ориентирование в пространстве. Казалось бы, причём здесь поведение.

Продолжим.

Работа с телом под руководством педагога.

1. Нейроупражнения.

2. Море волнуется...

3. Мячи.

4. Речевые команды.

Пятым пунктом пошло пространство.

Да, то самое пространство. Право-лево и предлоги (над, под, около, за, перед и так далее).

И опять же попытались мы начать сразу вне стола.

Речь в статье идёт о мальчике 12-и лет с диагнозом РАС (аутизм), заговорившем в 10 лет.

Задание было такое.

На полу лежат игрушки, вещи.

Гриша получает инструкцию: - Встань между пандой и фонариком. Встань справа от чашки. Встань около мячика.

Ну и привет...

Ребёнок, которые знает и право и лево и смысл всех предлогов, "впадал в спячку". А следующим шагом было резко выйти из этой спячки и прекратить упражнение любым доступным способом.

Ладно, и тут мы вернулись к столу.

Всё то же самое, предметы на столе. Но не сам встань, а поставь предмет по инструкции. С этим не было никаких проблем.

Следующим шагом мы изменили инструкцию.

Задание стало заключаться в ответе на вопрос: - Где предмет?

И Гриша отвечал. Вот с этим проблемы были. Потому что норовил он сказать ВОТ и ткнуть пальцем.

Но я просила конкретнее. Между, справа, над, под, около.

На это ушёл месяц или около того.

Был у нас вот такой листок.

И с ним мы (в разных вариациях) работали.

---

А в ноябре 2021 года получили задание - подняться из за стола...

Да...

Тут я уже стала умнее и решила перенести вот этот вот листок на пол. Чтобы Гриша видел, что это то же самое. Чтобы крыша его не имела лишнего повода съехать.

Поэтому я сделал вот такие квадраты с теми же самыми рисунками, над которыми мы уже работали, несколько месяцев.

-2

И теперь уже Гриша получал задание, которое надо было выполнять с помощью собственного тела.

-3

По типу: - Встать между монстром и девочкой. Встать справа от монстра, слева от девочки. Над бабушкой.

И, ура, это не вызывало никаких проблем вообще. А ещё летом... Ну вы помните. Хи-хи ха-ха и рассудок "пока".

Походив по этим рисунком несколько занятий, мы уже перешли к бытовым предметам. Положи мячик под стул. Встань около шкафа. И так далее.

Это уже всё было просто упражнением. Гриша не саботировал, не лишался разума. Всё было просто.

---

Итак.
Пространство.
А ребёнок вообще способен соображать в пространстве?
Хоть как-то?
И я говорю не о формальном знании право-лево. А о том, не теряет ли человек часть разума, пытаясь решить какие-то задачи в пространстве. Даже бытовые.
Понаблюдайте.
Можно много узнать о ребёнке.
Только, умоляю вас, перестаньте все действия ребёнка объяснять фразой "он не хочет".
Гриша ещё летом "не хотел" вставать между стулом и диваном. Ага, не хотел. Теперь, в декабре, значит, захотел.

Удачи вам, дорогие мои читатели.

П.С. Каждый раз, когда мы убираем какой-то Гришин дефицит, превращая его в... профицит)) Нет, превращая его в устойчивый навык, я задаюсь одним и тем же вопросом:

- А как он жил с этим?..

Как у него хватало самообладания не орать непрерывно 24 часа в сутки от непонимания, от перегрузок?

Человек живёт в плену своего тела, практически не может им управлять. Об этом никто не догадывается. А ещё человек не понимает, что вокруг происходит. А интеллект у него присутствует и он пытается понять.

А когда не было речи... Он даже не мог донести до окружающих свои мысли, чувства.

И как-то со всем этим жил и развивался...

Все эти открытия о Грише приводят к тому, что моё им восхищение неизменно растёт. Ибо лично я точно не пережила бы такого, давно бы под галоперидольчиком дни коротала.

А он живёт, любопытствует, старательно выполняет всё, что подсовывает ему жизнь. И не сдаётся.

Удивительно.

-4