Продолжим.
Работа с телом под руководством педагога.
1. Нейроупражнения.
2. Море волнуется...
3. Мячи.
4. Речевые команды.
Пятым пунктом пошло пространство.
Да, то самое пространство. Право-лево и предлоги (над, под, около, за, перед и так далее).
И опять же попытались мы начать сразу вне стола.
Речь в статье идёт о мальчике 12-и лет с диагнозом РАС (аутизм), заговорившем в 10 лет.
Задание было такое.
На полу лежат игрушки, вещи.
Гриша получает инструкцию: - Встань между пандой и фонариком. Встань справа от чашки. Встань около мячика.
Ну и привет...
Ребёнок, которые знает и право и лево и смысл всех предлогов, "впадал в спячку". А следующим шагом было резко выйти из этой спячки и прекратить упражнение любым доступным способом.
Ладно, и тут мы вернулись к столу.
Всё то же самое, предметы на столе. Но не сам встань, а поставь предмет по инструкции. С этим не было никаких проблем.
Следующим шагом мы изменили инструкцию.
Задание стало заключаться в ответе на вопрос: - Где предмет?
И Гриша отвечал. Вот с этим проблемы были. Потому что норовил он сказать ВОТ и ткнуть пальцем.
Но я просила конкретнее. Между, справа, над, под, около.
На это ушёл месяц или около того.
Был у нас вот такой листок.
И с ним мы (в разных вариациях) работали.
---
А в ноябре 2021 года получили задание - подняться из за стола...
Да...
Тут я уже стала умнее и решила перенести вот этот вот листок на пол. Чтобы Гриша видел, что это то же самое. Чтобы крыша его не имела лишнего повода съехать.
Поэтому я сделал вот такие квадраты с теми же самыми рисунками, над которыми мы уже работали, несколько месяцев.
И теперь уже Гриша получал задание, которое надо было выполнять с помощью собственного тела.
По типу: - Встать между монстром и девочкой. Встать справа от монстра, слева от девочки. Над бабушкой.
И, ура, это не вызывало никаких проблем вообще. А ещё летом... Ну вы помните. Хи-хи ха-ха и рассудок "пока".
Походив по этим рисунком несколько занятий, мы уже перешли к бытовым предметам. Положи мячик под стул. Встань около шкафа. И так далее.
Это уже всё было просто упражнением. Гриша не саботировал, не лишался разума. Всё было просто.
---
Итак.
Пространство.
А ребёнок вообще способен соображать в пространстве?
Хоть как-то?
И я говорю не о формальном знании право-лево. А о том, не теряет ли человек часть разума, пытаясь решить какие-то задачи в пространстве. Даже бытовые.
Понаблюдайте.
Можно много узнать о ребёнке.
Только, умоляю вас, перестаньте все действия ребёнка объяснять фразой "он не хочет".
Гриша ещё летом "не хотел" вставать между стулом и диваном. Ага, не хотел. Теперь, в декабре, значит, захотел.
Удачи вам, дорогие мои читатели.
П.С. Каждый раз, когда мы убираем какой-то Гришин дефицит, превращая его в... профицит)) Нет, превращая его в устойчивый навык, я задаюсь одним и тем же вопросом:
- А как он жил с этим?..
Как у него хватало самообладания не орать непрерывно 24 часа в сутки от непонимания, от перегрузок?
Человек живёт в плену своего тела, практически не может им управлять. Об этом никто не догадывается. А ещё человек не понимает, что вокруг происходит. А интеллект у него присутствует и он пытается понять.
А когда не было речи... Он даже не мог донести до окружающих свои мысли, чувства.
И как-то со всем этим жил и развивался...
Все эти открытия о Грише приводят к тому, что моё им восхищение неизменно растёт. Ибо лично я точно не пережила бы такого, давно бы под галоперидольчиком дни коротала.
А он живёт, любопытствует, старательно выполняет всё, что подсовывает ему жизнь. И не сдаётся.
Удивительно.