фото, естественно, из телеграмма)
Да, сегодня конечно произошло событие, которое получило широчайший резонанс. Резонанс в основном за счёт того, что произошло на глазах пассажиров лайнера, летевшего в Канкун, а также многочисленных пассажиров, проезжавших мимо и запечатлевших это на свои мобильные устройства. Поэтому, когда только высокие руководители в аэропорту стали разбираться и изучать происшедшее, телеграмм-каналы уже пестрели той информацией, которой не обладала инспекция. Благодаря Телеграмму в этот раз простые обыватели узнали всё раньше всех. При этом картинки, направленные в Телеге, были намного красочнее и более подробно описывали процесс.
Поэтому сейчас можно любому составить представление о ситуации. Однако Телеграмм давал достаточно качественную информацию. Могу даже прорекламировать канал «Аэрофлотовщина». Но пресса сразу же написала про столкновение Боинга-777 и служебной машины. После Российской газеты, информация выскочила на Мэйле и Взгляде. Дальше все ринулись повторять про Боинг-777. Но дальше всех пошли в Альтапресс: «При взлёте самолёт «Аэрофлота» перевернул машину с антиобледенительной жидкостью».
Сейчас страсти улеглись, можно более точно установить, что было на самом деле. В этот раз попрошу без оспаривания в комментариях. Рассуждать стоит над более фундаментальными вопросами.
В районе стоянки 105 (это площадка ПОО М-1) аэропорта Шереметьево производилась двухэтапная противообледенительная обработка самолёта А-350 авиакомпании Аэрофлот, выполнявший рейс из Москвы в Канкун SU 158. В процессе второго этапа противообледенительной обработки командир запросил диспетчера руления о возможности начать руление, на что диспетчер разрешил, если на пути нет помех. Воздушное судно начало движение, в результате чего произошло соприкосновение предкрылка правого полукрыла с вышкой деайсера. В результате чего деайсер опрокинулся на правый бок. Деайсер был оборудован двумя рабочими местами – водителя в кабине деайсера и механика в люльке. В момент опрокидывания механик находился в люльке, в результате падения люльки с высоты механик сломал руку. Видео деайсера и общение с механиком выложено на «Аэрофлотовщине». Также в результате падения из деайсера вытекла противообледенительная жидкость. Самолет получил повреждение в виде небольшой вмятины. Деайсер, надеюсь, что тоже смогут восстановить, так как повреждения не слишком серьезные, за исключением вышки.
Старые знакомые рассказывали мне, что на А-350 в Аэрофлоте летают самые элитные экипажи, состоящие из очень опытных и высокопоставленных пилотов. Да и полёт в Канкун это самая желанная командировка. Поэтому нельзя сказать, что самолётом управлял малоопытный и необученный экипаж. Скорее всего, эти экипажи успели полетать ещё и на советской технике. Пока рано делать выводы об ошибке экипажа, которая, вполне возможно, имела место, поэтому будем ждать официальных причин, по которым самолёт покатился. Предварительная информация такая. Особо какой-то секретной информации нет, собственно, это все есть в телеграмме, там даже намного больше и красочнее. Но это сухой остаток того, что есть, если отбросить эмоции.
Но разрешите мне вспомнить одно происшествие, которое случилось в 2013 году в Домодедово. Авиакомпания «ПсковАвиа», которой командовал опытнейший пилот Туманов Александр Николаевич. Он был не только генеральным директором, но и действующим командиром Ан-24. В командировки он летал сам, находясь за штурвалом. В правом кресле с ним летал летный директор авиакомпании. В один из дней они уже находились на глиссаде, когда у генерального директора упали очки, которые он полез поднимать, а летный директор решил ему по-быстрому помочь. При этом процедура несколько затянулась, и самолёт сел чуть правее полосы на траву. На вопрос диспетчера смогут ли дорулить до стоянки, был дан утвердительный ответ. Самолёт действительно смог дорулить. Но это было его последнее руление. Через некоторое время генеральный директор был отправлен в отставку, да и летная его карьера тоже прекратилась. Авиакомпания протянула ещё около 4 лет. В настоящее время в Псков летают Сухие Суперджеты авиакомпании Азимут, естественно, по субсидиям. Самолёт Ан-24 46473 в полуразобранном состоянии находится на кладбище самолётов в Домодедово. Кстати, Шереметьево, наверное, единственный аэропорт Москвы, где нет кладбища из списанных самолётов, а перрон самый аккуратный. Возвращаясь к теме, скажу, что наличие большого опыта не спасает от ошибок. Тем более, что стихия не терпит опытных пилотов и постоянно проверяет на прочность.
В комментариях часто пишут, что у комментатора огромный опыт, и он в глаза не видел, чтобы так делали ту или иную процедуру. Я знаю, что не делают. Но это не значит, что это нормально. Нужно стремиться к идеальному и безопасному выполнению процедуры. А в составлении локальных нормативных документов руководствоваться стандартами ИКАО и рекомендуемой практикой ИАТА. Безопасность полётов должна быть под постоянным контролем и исключать ориентацию на опыт. Я в авиации 14 лет, что намного меньше, чем у многих комментаторов, но цена опыта разная, поскольку я имею возможность наблюдать процессы с разных сторон и углубляться в них. Однако, аргументированной дискуссии всегда рад, поскольку мне интересен опыт коллег, мнение летных экипажей о результатах труда, а также пояснения, если где-то о чём-то забыл сказать. Это и содержится в большинстве комментариев, за что я очень благодарен своим читателям, поэтому стараюсь радовать интересным и незаезженным контентом.
-------------------------------------------------------------------------------
1. Информация о сотрудничестве, партнерстве и об авторе публикуется на страницах:
https://travelfoxes.livejournal.com/177869.html
https://zen.yandex.ru/media/skyexpert/promejutochnye-itogi-aviabloga-610848356b8d0650576d84b9
2. Копия данной статьи расположена на платформе Livejournal по адресу:
https://travelfoxes.livejournal.com/206055.html
3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию. Статьи могут содержать фактические неточности в силу того, что являются воспоминаниями, а не источником официальной информации. В силу специфики канала - автор не может публиковать собственные фотоматериалы из контролируемой зоны аэропорта (материалы из КЗА делаются при полёте пассажиром из доступных зон) и нарушающие правила конфиденциальности.