Найти тему
Вокруг мотоциклов

Гроза мотоциклистов СССР - милицейский перехватчик «УРАЛ» М-67П. Этапы модернизации.

Оглавление

В 1976 году Ирбитский мотозавод выпустил первые мотоциклы модернизированной модели М-67-36 «Урал». Головки цилиндров с увеличенным сечением впускных каналов и карбюраторы К-301Г с диаметром диффузора 28 мм вместо прежних 24 мм позволили поднять максимальную мощность до 36 л. с. Благодаря новым глушителям с большим наружным диаметром уровень шума снижен на 6-8 дБ. Эти изменения были внесены и в патрульный мотоцикл М-67П.

М-67-36 «Урал» послужил базой для создания  патрульного мотоцикла М-67П
М-67-36 «Урал» послужил базой для создания патрульного мотоцикла М-67П

31 января 1981 года Государственная комиссия под председательством главного инженера оперативно-технического управления МВД СССР В.П. Курмачёва аттестовала патрульный мотоцикл М-67П по высшей категории качества.

Следующей модернизации уральских мотоциклов пришлось ждать целых девять лет. Лишь в 1985 году на конвейер встала модель, получившая по новой системе обозначений индекс ИМЗ-8.103. Она имела модернизированную раму, установленные с наклоном амортизаторы задней подвески, тормоз колеса коляски, спидометр с двумя счётчиками пробега и новые приборы электро­ оборудования. В следующем году началось производство варианта ИМЗ-8.103-10 с коробкой передач с передачей заднего хода и новым воздушным фильтром с пластмассовым корпусом.

На базе модернизированного «Урала» Ирбитский мотозавод начал в 1986 году производство новых патрульных моделей, получивших по современной номенклатуре обозначения ИМЗ-8.923 («одиночка») и ИМЗ-8.903 (с коляской). Как и прежде, отличия сводились к специальной окраске, установке сигнальных фар, сирены (которая с 1990 года получила электрический привод) и кронштейнов для крепления специального оборудования. Эти модели серийно выпускались до 1994 года.

ИМЗ-8.923 «одиночка»
ИМЗ-8.923 «одиночка»
ИМЗ-8.903 (с коляской)
ИМЗ-8.903 (с коляской)

ОБ АЛЬТЕРНАТИВЕ

Если на просторах Советского Союза самым грозным «перехватчиком» был М-67П в одиночном варианте, то в Москве ситуация была другой. Хотя нынешним засильем иномарок ещё и не пахло, всё же на улицах столицы появлялись редкие экзотические аппараты, да и «явисты» вели себя наглее. Поэтому в столичном ГАИ создали специальный мотобатальон, известный под прозвищем «Мотобат». В 1973 году в него были переданы мотоциклы BMW R60/6, R75/6 и R90/6 в полицейском исполнении, оставшиеся в СССР после проведения в Москве торгово-промышленной выставки BMW. В дополнение к этим машинам была закуплена небольшая партия - в общей сложности в 1973 году немецкая компания передала 28 мотоциклов.

BMW R60/6
BMW R60/6

Специальные эскортные мотоциклы, которые выпускал Киевский мотозавод, поступали только в московские подразделения Почётного эскорта. Но в середине 80-х годов, когда киевляне передали заказчику очередную партию мотоциклов, старые машины вернулись на завод. Там на них положил глаз начальник эскортного подразделения Ленинградского ГАИ Борис Гавшин. По его инициативе бывшие эскортные машины были восстановлены, оснащены стандартными 32-сильными 650-кубовыми моторами и отправлены в Ленинград. На новом месте мотоциклы, получившие обозначение КМЗ-8.954 «Днепр-14.9Л», служили до начала 2000-х годов.

КМЗ-8.954 «Днепр-14.9Л»
КМЗ-8.954 «Днепр-14.9Л»

ОБ ОКРАСКЕ

Источник: https://1tko.ru/wp-content/uploads/2018/05/IMG_20180519_192727.jpg
Источник: https://1tko.ru/wp-content/uploads/2018/05/IMG_20180519_192727.jpg

До 1953 года окраска милицейских мотоциклов не регламентировалась. Единообразная окраска была введена Приказом МВД от 31 декабря 1953 года № 266 «О специальной окраске легковых автомобилей органов милиции». Был выбран основной синий цвет с красными полосами. Такой же цвет -тёмно-синий с вкраплениями красного - был принят тогда и для милицейских мундиров.

В 1963 году изменился основной цвет - с синего на бирюзовый, красная полоса с надписью «Милиция» вместо длинной становится короткой. Впрочем, находящиеся на службе машины не перекрашивали, сохраняя синий цвет.

Источник: https://mtdata.ru/u18/photo85EC/20559465441-0/original.jpg
Источник: https://mtdata.ru/u18/photo85EC/20559465441-0/original.jpg

Большие перемены наступили в 1969 году. Приказом МВД СССР от 22 сентября 1969 года № 338 «Об объявлении отраслевой нормали МВД СССР на окраску и опознавательные знаки специальных автомобилей и мотоциклов» вводится основной лимонный цвет, с элементами синего цвета. Мотоциклы с коляской окрашивались в жёлтый, а их крылья -в синий. Справа на кузов коляски наносился герб СССР. У мотоциклов-«одиночек» в синий цвет окрашивались бензобаки, на обтекатели наносилась надпись «ГАИ». Под новую окраску подвели научную базу: эксперты Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ) установили, что лимонножёлтый цвет идеален с точки зрения сигнальности, то есть привлечения рефлекторного внимания и выделения объекта в потоке.

Источник: https://i04.fotocdn.net/s121/bdc0cfb9280a7db1/public_pin_l/2757822535.jpg
Источник: https://i04.fotocdn.net/s121/bdc0cfb9280a7db1/public_pin_l/2757822535.jpg

Для эпохи перестройки был характерен отказ от советского наследия -вплоть до мелочей. С 1 июля 1991 года вступил в силу ГОСТ 21392-90 «Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования». Теперь основным цветом стал белый, с синими полосами.

Источник: https://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/2/5/9/12981952.jpg
Источник: https://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/2/5/9/12981952.jpg

О СРАВНЕНИИ

За рубежом специальные полицейские модели также выпускались на основе серийных дорожных мотоциклов, отличаясь от них окраской и установкой специального оборудования - сигнальных огней, сирен, радиостанций и т. п. Абсолютным лидером среди поставщиков мотоциклов для спецслужб вот уже много десятилетий остаётся немецкая компания BMW. Среди других традиционных поставщиков - итальянская Moto Guzzi и американский Harley-Davidson. В 70-е годы активную роль на этом специфическом рынке стали играть и японские концерны.

Сравним М-67П в одиночном варианте с полицейскими мотоциклами образца 1974 года.

-10
Moto Guzzi V 850 American Police такие мотоциклах патрульные США использовали на хайвеях Калифорнии
Moto Guzzi V 850 American Police такие мотоциклах патрульные США использовали на хайвеях Калифорнии