Замечали ли вы, когда вам нужно запомнить какую-то важную информацию, то она, как назло, не запоминается? И наоборот, что-то не очень важное вы помните долгое время. По словам психолингвиста Татьяны Черниговской, наш мозг запоминает абсолютно всю информацию, которая нам встречается. Но эту информацию мало вложить в мозг, ее необходимо научиться извлекать в нужный момент. Как это сделать, какие факторы мешают извлечению информации из нашего мозга, а какие помогают, разберемся в этой статье.
Не вредители, а помощники
– Я думаю, что многие сталкивались с такой ситуацией, когда ты по-настоящему готовишься к экзамену, приходишь, вытаскиваешь билет, а в голове пусто. Получаешь плохую оценку, отправляешься домой. С горя ложишься спать, просыпаешься утром и можешь ответить весь материал. Это говорит о том, что те знания, которые вам потребовались на экзамене, были в вашем мозге, но на экзамене вы не смогли добраться до нужной вам информации, – говорит Татьяна Черниговская.
По словам психолингвиста, чтобы человек смог извлечь информацию из своего мозга, это информация должна попасть в нужный отдел мозга, то есть должен осуществиться перевод материала из одного отдела в другой. А это значит, что мозгу нужно дать время и предоставить возможность для осуществления этого перевода. Поэтому самое лучшее, что мы можем для себя сделать, это что-то выучить и лечь спать, уверяет Татьяна Черниговская.
Во время сна в мозге происходит работа, с помощью которой и осуществляется перевод полученных вами знаний в те зоны мозга, откуда вы их сможете изъять. Это доказанный факт нейронауки. Поэтому ночью перед экзаменом не нужно засиживаться допоздна над книгой, не потому что смертельно устанешь и не сможешь концентрироваться, а по той причине, что мозгу нужно дать время и возможность для перемещения информации в нужный отдел.
Есть такое мнение: когда человек отвлекается, он ничего не может выучить. На первый взгляд, этот фактор является не полезным. Но Татьяна Черниговская разрушает стереотип о том, что отвлечение являются помехой для усвоения какой-то информации.
– Отвлечение – это тоже хорошая вещь в процессе запоминания информации, и это все очень индивидуально, – уверяет психолингвист. – Один человек действительно легче усваивает информацию, когда звучит музыка. Другому нужно лежать на диване и есть конфеты. Если ваш мозг организован таким образом, и ему нравится работать именно так, то все это будет идти в пользу усвоения информации.
Если человек в процессе усвоения информации совершает движения, то это также идет на пользу, потому что к процессу запоминания подключается тело. То есть включается дополнительный фактор, который поможет вытащить информацию из мозга. Человеку достаточно будет вспомнить, что он делал в тот момент, когда усваивал информацию: например, в это время я прыгала или ехала на велосипеде, объясняет Черниговская.
Узнать себя
Важным фактором, помогающим извлекать информацию из мозга, это понимание цели, ради которой эта информация усваивается. Получая любую информацию, человек должен отдавать себе отчет, с какой целью он ее запоминает. Возможно, это происходит, чтобы сдать экзамен и забыть материал. А может быть, я не хочу учиться в университете, и тогда это будет мешать усвоению информации. Или, может быть, я собираюсь стать профессионалом в этой области. Или я хочу удивить окружающих своими знаниями и показать, какой я умный. Если цели нет, нет и желания усваивать новую информацию, а значит, информация усваиваться не будет.
Татьяна Черниговская признается, что в студенческие годы она готовила шпаргалки к тем предметам, которые ей были не интересны, но которые нужно было сдать, чтобы продолжить учебу в университете. Потому что в данном случае ее цель была не выучить, а сдать предмет, который в дальнейшем был не нужен ни в профессии, ни в жизни в целом.
Что делать в тех ситуациях, когда сложно определить цель и найти ответ на вопрос, для чего вам эта информация? В таких случаях лучшее, чем мы можем помочь себе в усвоение информации, это познакомиться с собой. Ответить себе на вопрос: я какой, я какая; что мне нравится, а что нет? Например, мне не нравиться вставать по утрам и браться рано за работу. Тогда зачем подниматься рано утром и устраивать себе стресс? Это не повысит работоспособность, не поможет и усвоению чего-то нового.
Помимо всего вышесказанного, для усвоения информации Татьяна Черниговская рекомендует тренировать свою память. В этом поможет способ, которым пользовались древние греки. Он заключается в том, чтобы после пробуждения вспомнить все подробности из вашего вчерашнего дня, начиная от пробуждения и заканчивая укладыванием в кровать. Несмотря на свою простоту, данный метод эффективен, улучшает память и внимательность, заверяет Татьяна Черниговская.