О случаях, когда из обычных хозяйственных тракторов изготавливали эрзац-танки все слышали. Взять, хотя бы, одесские бронетракторы «На испуг!», изготовленные летом-осенью 1941 года. Импровизация, но изготовленная неплохой серией в полсотни штук. Было и множество других случаев.
Нередки были случаи, когда после войны танки переделывали во что-то более мирное. Вроде бульдозеров, кранов или тягачей. Хотя, по понятным причинам, это не было очень распространённым явлением.
Недавно я встретил сведения о ещё довоенной «конверсии» советских списанных танков в нечто неожиданное. В гусеничные тракторные прицепы. Впрочем, от танка там использовалось очень немного, считанные детали.
В использовании «танковых запчастей» для тракторного прицепа сошлись минимум две идеи.
С одной стороны, лесозаготавливающая промышленность нуждалась в повозках для транспортирования леса. Зимой древесину таскали тракторами (обычно «Сталинцами») на санных повозках, летом – на сдвоенных четырёхосных колёсных. Но их, как обычно, не хватало. Нужно было что-то такое, грузоподъёмное и проходимое, а специальных трелёвочных тракторов тогда ещё не имелось.
С другой стороны, к концу тридцатых надо что-то было делать с многочисленными изношенными и выработавшими ресурс танками ранних выпусков. С теми же Т-26, например. Выкинуть просто так – жалко. Корпус с башней и вооружением, допустим, можно пустить на ДОТ, долговременную огневую точку, на какой-нибудь линии укреплений. А всё остальное куда девать?
Вот инженеров Онежского завода Лесосудмашстроя и посетила дивная идея – а не сделать ли из танковых «лишних деталек» повозку для лесозаготовок?
В 1938 году заводские мыслители, вместе с примкнувшими представителями Центрального научно-исследовательского института механизации и энергетики лесной промышленности разработали новую, гусеничную, повозку ГП-12.
Ход повозки состоял из балансирной тележки с рессорами и катками, направляющими колёсами и гусеничной цепью от Т-26. Всё это крепилось на две вновь изготовленные балки.
Так как на повозки шли «останки» Т-26 разных модификаций, годов и серий, гусеничный ход от прицепа к прицепу отличался.
Прицепы ГП-12 (они же ОЛ-161) могли использоваться не только в лесной промышленности, но, где угодно, где требовалось перемещение длинномерных грузов. При необходимости на прицепе можно было смонтировать деревянную платформу.
Занятный момент – стоимость такого прицепа была 11 тысяч рублей. Бутылка водки в те времена стоила где-то 6-12 рублей, а новый танк Т-26 «в полной комплектации» – около семидесяти тысяч. Если цены, найденные мной, верны, то прицеп выходил не особо дешёвым, но, видимо, эффективным, раз их строили и активно эксплуатировали. По грязи и пенькам тихоходные, но тяговитые «Сталинцы» перетаскали на них мегатонны леса с вырубок до дороги.
Подобные тракторные прицепы использовались не только в народном хозяйстве, но и в армии. Благо таскать на них можно было, что угодно, а не только спиленные стволы деревьев. Тем более, после монтажа платформы с бортами, что было предусмотрено. Как минимум две подобные повозки затрофеили финны во время Зимней войны.
Срок службы подобного прицепа ограничивался долговечностью основных металлических деталей. Деревянная же часть да крепёж могли быть заменены эксплуатирующими организациями «не отходя от кассы». Как пишут, подобные прицепы, работающие на износ, заремонтированные до неузнаваемости, прослужили до 1950-х годов, когда, вместе с тракторами - «Сталинцами», были окончательно сменены специализированными трелёвочными тракторами.
#танки #военная техника #промышленность #ссср #лес #трактор #история ссср #история #транспорт #техника ссср