Найти в Дзене
Александр Долгих

Почему у всего мощность измеряется в Вт, а у машин в л.с.

Оглавление

Общепринятая единица измерения мощности — Ватт. Но почему мощность двигателей измеряется в л.с.? Лошадьми-то уже давно никто не пользуется. Почти никто не в курсе, что может одна лошадь?

Мощность лампочки же мы не измеряем в свечах?! Лошадиная сила — это единственная внесистемная единица измерения, которая получила столь широкое распространение.

Парадокс в том, что понятие лошадиной силы появилось как раз тогда, когда от лошадей стали отказываться в пользу сначала паровых, а потом двигателей внутреннего сгорания.

Ещё один парадокс в том, что лошади бывают разные. Пони в среднем развивает 0,3 л.с., какой-нибудь здоровенный тяжеловоз — 3 л.с., а обычная среднестатистическая лошаденка массой 500-600 кг в пике может выдать до 15 л.с. Так что 1 л.с. — это усредненная величина, которую лошадь может выдавать длительное время.

1 л.с. равна 735,49875 ватт. Но это сложно запомнить. Проще запомнить, что 1 л.с. = 75 кгс•м/с. По размерности сразу понятно, что 1 л.с. это мощность, которая нужна для подъёма 75 кг со скоростью 1 м/с.

Теперь о том, почему вообще появилось понятие лошадиной силы

В то время, когда жил знаменитый теперь шотландец Джеймс Уатт, для выполнения тяжёлой работы использовали лошадей. Например, для того, чтобы поднять уголь из шахты, использовали лошадей. Чтобы понять воду из колодца, использовали лошадей. Чтобы двигать телегу, использовали лошадей.

Но понятия лошадиной силы не было. Да и вообще понятия мощности не было, потому что у тебя была ровно та мощность, которую выдает твоя лошадь. Хочешь больше мощности? Бей кнутом активнее или покупай ещё одну лошадь.

Все изменилось, когда Джеймсу Уатту поручили починить сломавшийся паровой цилиндр (читай — двигатель). Он его не только починил, но и внес кучу изменений, повысив эффективность (читай — мощность) в 4 раза!

Это тот самый Джеймс Уатт  (1736-1819 г.г.)
Это тот самый Джеймс Уатт (1736-1819 г.г.)

Но от изобретения мало толку, если им никто не пользуется. Так что Уатту было необходимо разрекламировать своё устройство, чтобы сделать мир лучше заработать денег. И что же он придумал?

Он прикинул, какую работу выполняет лошадь за 8 часов на шахте, и посчитал, сколько работы может сделать один его двигатель. Потом провел соответствие и решил, что это самый наглядный способ показать выгоду предпринимателям.

Паровая машина Уатта.
Паровая машина Уатта.

Он просто говорил, скольких лошадей заменит его двигатель. На самом деле на этом плюсы не заканчивались. Двигателю не нужно отдыхать, он может работать хоть круглосуточно, двигатель не просит воды, еды и отдыха (подливай топливо и всё). Двигатель занимает меньше места и он не гадит. Короче, выгода со всех сторон.

-4

Но как сейчас некоторые относятся к 5G как к проискам дьявола, так и раньше относились к всяким механическим машинам, которые заменяли живую лошадь. Продажи шли с трудом, но когда мощность стали измерять в лошадиных силах, дело реально пошло намного быстрее.

Почему до сих пор не отказались от лошадиных сил?

Лошадей уже давно никто не использует как тяговую силу. Есть трактора, мотоблоки, электродвигатели. Но мощность всего этого по-прежнему измеряют в лошадиных силах. Почему?

А чёрт его знает! На самом деле такая "любовь к лошадям" осталась только в России, в той же Британии, где родилось это понятие, чаще уже давно измеряют мощность двигателей в киловаттах.

Я думаю, что с приходом электромобилей и в России привычка мерить всё в л.с. канет в лета. Всё-таки электричество дома мы измеряем в кВт и по счетам платим за кВт•ч.

Если история понравилась, ставьте лайк, подписывайтесь на канал и вот ещё несколько статьей, который вам наверняка понравятся: