Немного статистики от Московского метрополитена:
- Самая длинная линия — Арбатско-Покровская (45,1 км)
- Самая короткая линия - Бутовская (10км)
- Самая загруженная линия - Замоскворецкая,
- Самая загруженная станция — «Комсомольская» Кольцевой линии (142 тысячи человек в день)
- Самая длинная станция (по длине платформы) — «Воробьёвы горы» (282 м)
Ещё московский метрополитен является шестым по годовому пассажиропотоку метрополитеном в мире и первым в Европе. Уступает он только крупным городам КНР, Японии и Республики Корея.
О других интересных фактах предлагаю поговорить более подробно.
Итак,
1. Метро могло быть построено ещё при царе
Почему в России метро было впервые открыто с таким опозданием? Понятно, что революция внесла свою долю ожидания в этот срок, но зато потом благодаря ей метро стало расти рекордными темпами, и не только в Москве.
Тем не менее, вопрос отсутствия метро в Санкт-Петербурге и Москве хотя бы до Первой мировой войны во многом вызывает недоумение.
Первое предложение по созданию метро в Москве появилось ещё в 1875 году, когда инженер Василий Титов выдвинул идею проложить подземную железнодорожную линию от Курского вокзала через Лубянскую и Трубную площади до Марьиной рощи. Но до проекта дело так и не дошло.
Предположительно, против метрополитена была настроена Русская православная церковь. Цитата из письма столичного архиерея к московскому митрополиту Иннокентию: «Возможно ли допустить сию греховную мечту? Не унизит ли себя человек, созданный по образу и подобию Божию, спустившись в преисподнюю?»
Официально же аргументом для отказа от строительства стала экономическая нецелесообразность.
2. Первый пассажир метро
15 мая 1935 года мастер экспериментального цеха завода «Красный пролетарий» П. Н. Латышев cтал первым пассажиром метрополитена.
На станции «Сокольники» он купил билет под номером А00001.
3. Самый короткий эскалатор
В южном вестибюле станции «Саларьево» установлен самый короткий эскалатор Московского метро.
Он поднимает пассажиров всего на 3 метра.
Ну а самым длинный эскалатор установлен на станции Парк Победы. Высота его подъёма - 126,8 м
4. Бункер на станции метро Таганская
К станции «Таганская» примыкает подземный бункер, построенный в 1956 году. Бункер, он же «Объект ГО-42», построили на случай ядерного удара, и действовал он в качестве запасного командного пункта дальней авиации вплоть до 1995 года.
Его начали проектировать еще в 1940-х годах, а строить — в 1951 году, когда все начали бояться ядерной войны с США.
В 1956 году объект общей площадью более 7000 м2 был принят государственной комиссией и передан Министерству обороны.
Больше тридцати лет он был военным объектом. Здесь дежурили солдаты, каждая смена длилась 24 часа. Персонал (от ста до шестисот человек) поддерживал в работоспособном состоянии оборудование связи и системы жизнеобеспечения.
Сегодня это музей холодной войны. Купив билет, посетители спускаются на глубину 60 метров и оказываются на одном из некогда самых секретных военных объектов СССР — Запасном командном пункте дальней авиации «Таганский» (ГО-42).
5. Московское метро в зарубежном кино
Чтобы иностранной кинокомпании снять сцену в московском метро, ей необходимо, во-первых, прислать в Москву свою киногруппу, а во-вторых, договориться о съёмках с руководством метрополитена.
Некоторым этот путь кажется слишком трудным, и тогда они выбирают какую-нибудь подземку поближе, выдавая её за московскую. Иностранному зрителю, наверное, всё-равно, а вот нам грубая имитация бросается в глаза.
В пятом фильме из серии "Обитель зла" действие фильма на первый взгляд частично происходит в Москве. Герои фильма во главе с Элис (Мила Йовович) ведут бой с отрядами солдат-зомби и укрываются на станции метро "Арбатская" Арбатско-Покровской линии.
Интерьер действительно смахивает на московскую "Арбатскую". Однако, другая высота потолков, рисунок на полу и плитка на путевых стенах выдают настоящее место съёмок - неиспользуемую платформу станции "Bay" метрополитена канадского Торонто.
Одной же из самых первых в роли съемочной площадки выступила станция «Новослободская», открытая в 1952 году. Здесь, в частности, создавались эпизоды комедии «Полицейская академия-7: Миссия в Москве», которая вышла в 1994 году.
Сюжет фильма в духе того крутого времени: освободившаяся от коммунистических оков Россия становится на путь превращения в цивилизованную демократическую страну по западному образцу.
6. В московском метро нет урн
До начала 90-х в метро были урны. Позже их убрали в качестве меры по защите от терроризма.
7. Мужской и женский голоса
Станции в поездах объявляет то мужской, то женский голос.
Пол объявления зависит от направления движения. Мужской голос объявляет станции при движении к центру города, а женский — от центра.
8. Самое красивое в мире
45 станций Московского метро считаются объектами культурного наследия России.
Метрополитен по праву считается самым красивым в мире.
На сегодня всё. Надеюсь, что статья была интересной и полезной.
Пишите, если знаете ещё интересные факты о Московском метрополитене.
Всем добра и удачи!
Читайте другие мои статьи:
45 станций московского метро, которые являются объектами культурного наследия России
5 главных отличий Питерской подземки от Московской
3 города России в которых было ликвидировано начатое строительство метро, а так же города, где оно вот-вот появится
Разбираемся, в чем заключается принципиальная разница между Казанским и Московским метро
8 городов России где есть метрополитен. Или городов всё-таки семь?