Текст мой, то бишь Сергей Леонтьев
Фотографии из архивов заводов-изготовителей, мои и из открытых источников, а также из отчетов заводских испытаниях опытных образцов автомобилей ГАЗ-4509. .
Июнь 1982 год… Я, без пяти минут, учащийся первого курса Саранского машиностроительного техникума, специальность «Обработка металлов резанием». Документы поданы, по причине «красивого» аттестата о восьмилетнем образовании зачислен без экзаменов. Для меня новый этап моей жизни…
А в это время в славном городе Дмитров, на автополигоне НАМИ, шли полным ходом работы по испытанию нового Горьковско-саранского автомобиля-самосвала ГАЗ-САЗ-4509…
В это время там проходили испытания по оценке ударно-прочностных свойств кабины в условиях опрокидывания и кабины данного автомобиля методом опрокидывания и методом статического нагружения.
Автомобиль ГАЗ-4509, без груза, полностью укомплектованный в соответствии с ТУ завода-изготовителя Масса автомобиля с незаправленным топливным баком составляла 4540 кг (2220 кг приходилось на переднюю ось).
Перед испытанием топливный бак был заправлен водой на 100% своей емкости, двери, кабины, были закрыты без дополнительной фиксации механизма замка.
Испытание проводилось 21 июня 1982 г. на участке откоса дорожного полотна, включающем верхнюю и нижнюю площадки и уклон
Автомобиль устанавливался на верхнюю площадку и при помощи опрокидывавших устройств опрокидывался на бок, дальнейший процесс опрокидывания происходил под действием сил тяжести и инерции. Наклонный участок откоса составлял: с горизонтальной плоскостью угол 20-25° и обеспечивал опрокидывание автомобиля на 1-1,5 оборота относительно продельной оси
В соответствии с предписаниями Правил №29 ЕЭК ООН кабина автомобиля ГАЗ-4301 подвергалась следующим статическим нагрузкам:
- нагрузке, равной составляющей полного веса автомобиля, приходящейся на переднюю ось (2650 кгс) и приложенной к крыше кабины в вертикальном направлении;
- нагрузке, приложенной, в продольном направлении ко всей задней поверхности кабины над лонжеронами рамы и равной 200 кгс × п =900 кгс, где n = 4,5 безразмерный коэффициент, численно равный грузоподъемности автомобиля в тоннах.
Статические нагрузки прикладывались к кабине с помощью вертикального пресса сначала к крыше кабины, а затем - к задней стенке.
Перед испытаниями кабина с частью рамы устанавливалась на плите основания стенда так, чтобы в процессе испытания исключалось ее перемещение, двери кабины закрывались без дополнительной фиксации механизма замка.
В процессе испытания кабина выдержала без значительной деформации следующие статические нагрузки:
- крыша кабины - 4120 кгс (нормируемая нагрузка 2650 кгс);
- задняя стенка кабины - 3240 кгс (нормируемая нагрузка 900 кгс).
Остаточное пространство в кабине не нарушено, самооткрывания дверей кабины; разрушения элементов крепления кабины к раме в процессе испытаний не произошло.
Ударно-прочностные свойства кабины автомобиля ГАЗ-4509 обеспечивают сохранение жизненного пространства для водителя и пассажиров в кабине в условиях опрокидывания автомобиля на 1 оборот без поступательной скорости.
Конструкция кабины автомобиля ГАЗ-4301 соответствует предписаниям Правил № 29 ЕЭК ООН и ОСТа 37.001.221-80 в части прочностных свойств крыши и задней стенки.
Для полной оценки уровня пассивной безопасности кабины автомобиля ГАЗ-4301 (4509) рекомендуется:
- провести испытание ударом маятника по передней части автомобиля (испытание А) на соответствие предписаниям Правил №29 ЕЭК ООН и ОСТ 37.001.221-80;
- провести испытание дверных замков на соответствие предписаниям ОСТ 37.001.032-72.
С целью повышения пассивной безопасности предусмотреть комплекс мероприятий по оснащению автомобилей ГАЗ-4301 (4509) ремнями безопасности