Найти тему
Лампа Электрика

Как подготовить автомобильный аккумулятор к зиме?

Оглавление

Доброго времени суток, уважаемый читатель. Вот и наступили холода, выпал снег и во многих дворах, да и на улицах мы видим всю ту же картину, которая повторяется с завидным постоянством. Около машин, стоящих с открытым капотами, ходят грустные автолюбители и пытаются завести двигатели своих железных скакунов.

Конечно же, двигатель заводится не хочет, так как сел аккумулятор. Грустные автолюбители просят вас толкнуть авто или дать прикурить. Картина до боли знакомая многим.

Как же не попасть в число таких автолюбителей и подготовить аккумуляторную батарею автомобиля к зиме? Уверен, что каждый владелец автомобиля хоть раз, но задумывался об этом. Вот об этом и пойдёт речь в этой статье.

Разберём причины, почему АКБ начинает быстро разряжаться и способы, как этого избежать. На самом деле, даже в домашних условиях можно сделать много, не прибегая к услугам автосервиса. Поехали!

Основные причины разряда аккумуляторной батареи в холодное время года

Во-первых, нужно учесть, что в среднем эксплуатация автомобиля в городе предполагает большое количество поездок на сравнительно небольшие расстояния.

Во-вторых, при низкой температуре плотность масла повышается, а это значит, что для того чтобы запустить двигатель, требуется больше тока от АКБ.

В третьих зимой находится в холодном автомобиле, никому не хочется и мы, конечно, включаем печку, обогрев стёкол, зеркал заднего вида, дворники и тому подобное. В итоге расход электроэнергии значительно увеличивается.

И наконец, в-четвёртых, в холодное время года плотность электролита в аккумуляторе снижается, что приводит к тому, что он не сможет выдавать ток, достаточный для запуска двигателя. Значит, время на запуск двигателя увеличивается.

Что же получается в итоге? Аккумуляторная батарея вынуждена отдавать энергии больше чем в тёплое время года, а заряжаться она просто не успевает, в силу обстоятельств, описанных выше. Если таких «звоночков» от АКБ не замечать или игнорировать, она очень быстро выйдет из строя.

Рисунок 1. Проблема с запуском авто зимой
Рисунок 1. Проблема с запуском авто зимой

Что делать?

Если батарея имеет почтенный возраст и показывает свой характер в тёплое время года, то с наступлением холодов ситуация только ухудшится. Поэтому советую её заменить, иначе можно в полной мере прочувствовать на себе всю мудрость поговорки: «Скупой платит дважды».

Если аккумуляторная батарея не очень старая, то её следует правильно подготовить к зиме.

Очистка корпуса аккумулятора

Пыль и прочие загрязнения на корпусе АКБ при попадании на них влаги могут стать хорошими проводниками электричества. При этом увеличивается саморазряд аккумулятора, снижается ёмкость и сокращается срок службы.

Ещё одной причиной ухудшения работы АКБ является окисление клемм и наконечников. Это приводит к значительному снижению пускового тока и нагреванию или искрению контактов, из-за повышения переходного сопротивления контактных соединений.

Обе причины приводят к быстрому разряду АКБ и препятствуют полной зарядке.

Рисунок 2. Загрязнение АКБ
Рисунок 2. Загрязнение АКБ

Для предотвращения короткого замыкания при отсоединении клемм, сначала следует отключить минусовую клемму, «массу» от АКБ. Затем отключаем плюсовую клемму.

Перед очисткой аккумулятора нужно подготовить нейтрализующий раствор питьевой соды. На стакан объёмом 200 мл потребуется 1-2 столовых ложки соды, в зависимости от загрязнений.

После очистки корпуса следует обратить внимание на состояние клемм и наконечников АКБ. Сначала необходимо нейтрализовать на них остатки серной кислоты. Для этого протираем клеммы и наконечники тряпочкой, намоченной водным раствором соды.

Затем их следует очистить до металлического блеска с помощью специальных приспособлений, металлической щётки или наждачной бумаги.

Рисунок 3. Приспособление для очистки клемм
Рисунок 3. Приспособление для очистки клемм

Предотвратить дальнейшее окисление контактных соединений поможет их покрытие солидолом, лучше специальной смазкой для контактов.

Рисунок 4. Пример использования специальной пасты
Рисунок 4. Пример использования специальной пасты

Проверка АКБ при помощи нагрузочной вилки

Для определения износа аккумулятора автомобиля необходимо применять нагрузочную вилку. Простой замер уровня напряжения не даст объективного результата. Без нагрузки даже изношенный аккумулятор может показывать нормальный уровень напряжения, но запустить двигатель не сможет, так как при нагрузке напряжение просядет.

Кроме того, используя нагрузочную вилку, можно проверить состояние генератора автомобиля.

Рисунок 5. Нагрузочная вилка с аналоговым вольтметром
Рисунок 5. Нагрузочная вилка с аналоговым вольтметром

 

Рисунок 6. Нагрузочная вилка электронная
Рисунок 6. Нагрузочная вилка электронная

В конструкцию этого прибора входит вольтметр и один или несколько резисторов с разными номиналами. Переключение производится с помощью переключателя. Для подключения прибор имеет два электрода.

Как правило, один закреплён на корпусе, а второй выполнен гибким проводом, к которому подключён зажим типа «крокодил». Также вместо крокодилов могут использоваться винтовые зажимы, обеспечивающие лучший контакт при высокой нагрузке.

Рисунок 7. Схема простой нагрузочной вилки
Рисунок 7. Схема простой нагрузочной вилки

При выборе прибора следует учитывать номинальное напряжение и тип АКБ. Также прибор может отличаться по номиналу установленных сопротивлений. Выбрав прибор с подходящими параметрами, приступаем к замерам.

Сначала замеряется напряжение на выводах аккумулятора без нагрузки. Затем производится замер напряжения под нагрузкой, через подключённый резистор. Полученные в результате замеров результаты сравниваем. 

Рисунок 8. Таблица, показывающая уровень заряда АКБ
Рисунок 8. Таблица, показывающая уровень заряда АКБ

В качестве примера возьмём АКБ на 12 В. Допустим, что вилка без нагрузки показывает напряжение 12,3 В, а под нагрузкой в течение пяти секунд уровень напряжения составляет 9,6 В. Согласно таблице, АКБ заряжена на 75%. Если данные полученные при замерах под нагрузкой значительно отличаются от табличных, значит, у АКБ есть проблемы.

Причинами таких проблем может быть понижение уровня электролита, сульфатация или осыпание пластин. Некоторые проблемы можно исправить, некоторые исправить нельзя. Однако при наличии серьёзных проблем АКБ лучше заменить на новую.

Проверка уровня и плотности электролита в АКБ

Низкий уровень электролита в ячейке может привести к серьёзным проблемам. При недостатке электролита ёмкость ячейки снижается, а при отсутствии электролита ячейка выйдет из строя спустя некоторое время.

Если батарея обслуживаемая, уровень проверяется при помощи пипетки Мора, которая представляет собой стеклянную трубочку. Также можно использовать прозрачную пластиковую трубку, корпус от ручки и тому подобное.

Рисунок 9. Пипетка Мора лабораторная
Рисунок 9. Пипетка Мора лабораторная

Процесс измерения очень простой. Пробка заливной горловины отворачивается. Трубочка вставляется до упора в пластины АКБ. Большим пальцем закрывается верхний конец трубочки и вынимаем её из аккумулятора. Уровень должен составлять от 10 до 15 мм. Если уровень меньше, нужно долить дистиллированную воду.

Рисунок 10. Проверка уровня электролита
Рисунок 10. Проверка уровня электролита

При наличии прозрачного корпуса у необслуживаемой аккумуляторной батареи можно проверить уровень, поместив с противоположной стороны источник света. Уровень должен находиться между минимальной и максимальной отметками.

Проверка плотности электролита производится в обслуживаемых АКБ при температуре от 15 до 25 °С. Для этого используют ареометр. Процесс похож на проверку уровня, с той разницей, что электролит отбирается путём нажатия на резиновую грушу. Летом нормальная плотность находится в пределах от 1,25 до 1,27 г/см³. Зимой плотность можно увеличить до 1,31 г/см³.

Рисунок 11. Проверка уровня и плотности электролита
Рисунок 11. Проверка уровня и плотности электролита

Если замеры показали, что плотность находится ниже требуемого значения, следует заменить электролит на свежий. Добавлять к старому электролиту новый опасно, так как это может привести к разрушению пластин.

Как правильно зарядить АКБ?

Заключительным этапом подготовки АКБ к зимней эксплуатации является её зарядка, если разряд составляет больше 80%. Процесс зарядки нужно проводить в хорошо проветриваемом нежилом помещении.

Производится зарядка при токе, равном 1/10 ёмкости АКБ в течение 12 часов. При этом контролируется температура АКБ и уровень напряжения. После окончания процесса зарядки проверяется плотность электролита.Если значение ниже нормы, следует повысить плотность.

Заключение

Правильная подготовка АКБ к эксплуатации в холодное время года поможет продлить срок её работы. Также такие простые действия помогут сберечь нервы владельца автомобиля. Ведь известно, что нервные клетки не восстанавливаются. Приятных поездок!

Авто
5,66 млн интересуются