Большинство водителей легковых автомобилей предпочитают автоматические коробки передач. Даже в России машины с АКП продаются в большем количестве, чем с “механикой”. Однако тяжёлые грузовики до последнего времени оснащались в основном МКП – и вот почему.
Во-первых, нагрузка на её двигатель и коробку может варьироваться многократно. Водителю нужно суметь плавно тронуться и на пустой машине без прицепа, весящей всего 5-8 тн, и на гружёном автопоезде массой 40 тн. Чтобы получить одинаково плавный разгон и торможение, водитель по-разному работает передачами.
Во-вторых, водители грузовиков активно используют торможение двигателем, экономя топливо. Это также проще делать на “механике”.
Есть и третья причина: механические коробки с сухим сцеплением лучше справляются с большими нагрузками, чем классические коробки автоматы с гидротрансформатором.
Роботизированные трансмиссии против "механики"
Однако в последние 20 лет производители грузовиков всё-таки начали переходить на трансмиссии без педали сцепления. Революция в этой сфере стала возможной с приходом роботизированных КПП. Их ещё называют “механическими автоматизированными коробками”, потому что у них конструкция такая же, как у механических, но работой сцепления и переключением передач управляет автоматика. Например, коробка I-Shift шведских машин Volvo имеет два сцепления и 12 передних и 4 задних передачи. Подобные коробки лишены недостатков классических автоматов, при этом они лучше экономят топливо, чем сам водитель, потому что лучше выбирают оптимальную передачу.
Так что скоро дальнобойщики перестанут ворочают тяжёлыми рычагами.