Главные роли в ленте сыграли актриса самодеятельная актриса, не имеющая профессионального образования, и актёр, которого выставили из ВГИКа за неуспеваемость. Тем не менее
картина «Грешница» (1962) вызвала не просто серьёзный интерес зрителей, но и бурные дискуссии.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Основой сценария стала одноимённая повесть Николая Евдокимова. Писатель создал её в 1961 году и почти сразу написал по ней сценарий. Для Евдокимова это был дебют в качестве сценариста, и позднее он напишет ещё три мелодраматических сценария, основой которых будет изучение психологии, внутрненнего мира, душевных переживания самых разных людей. Собственно, и в «Грешнице» шла речь о том же:
главная героиня истории Ксения — деревенская девушка верующая, окружённая братьями и сёстрами по вере.
Ей находят жениха, якобы предназначенного Богом, унылого, бесхребетного и скользковатого Михаила, хотя и рукастого и домовитого, но всё же для Ксении неприятного. Но сердце девушки принадлежит колхозному трактористу Алексею, который давно её любит и готов немедленно взять в жёны. Однако есть проблема.
Алексей — парень неверующий, поэтому семья Ксении категорически против этого союза.
В итоге девушку всё-таки насильно выдают замуж, хотя на на её защиту пытаются встать односельчане. Конечно, ни самой Ксении, ни Михаилу, ни Алексею счастья в этой ситуации не прибыло.
Режиссёрами назначили Гавриила Егиазарова и Фёдора Филиппова. Фёдор Филиппов был уже кинематографистом зрелыми и опытным, имел репутацию крепкого и основательного профессионала.
А вот
Гавриил Егиазаров был режисёром-дебютантом, хотя в кино начинал ещё до войны. Но работал как оператор и вполне на этой стезе преуспел.
На съёмках «Грешницы» Егиазаров тоже выполнял функции оператора, совмещая их с режиссёрскими.
На роль Ксении была утверждена молодая актриса Ия Саввина.
Для неё «Грешница» стала третьей работой в кино, но впервые Ия Саввина появилась в образе современницы.
Актрисой она не была: девушка училась на журфаке МГУ и параллельно играла в знаменитом студенческом театре МГУ. Здесь-то и приметил её Алексей Баталов в пьесе, поставленной Роланом Быковым. Баталов тогда готовился к съёмкам у Иосифа Хейфица в экранизации чеховской «Дамы с собачкой» и решил, что Ия Саввина будет отлично выглядеть в образе Анны Сергеевны. Баталов позвал её на пробы, и Иосиф Хейфиц самодеятельную актрису оценил: роль в «Даме с собачкой» (1960) действительно оказалась по плечу Ие Саввиной, мало того, после выхода ленты актрису начали наперебой приглашать режиссёры. Следующей её картиной стала «Кроткая» (1960) по Достоевскому, ну а почти сразу после премьеры Ию Саввину пригласили на пробы в «Грешницу».
Роль красавца-тракториста Алексея получил Николай Довженко. Звезда этого актёра быстро взошла и столь же быстро закатилась. Николаю посчастливилось попасть во ВГИК на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, причём
с самого начала Николай завоевал симпатии мастера как даровитый исполнитель с выраженным темпераментом. К тому же парень обладал притягивающей внешностью, в каком-то смысле плакатно-героической и очень востребованной в шестидесятые.
Уже первокурсником он появился в короткометражке Герасимова и произвёл впечатление на зрителей и коллег. Довженко стал регулярно получать приглашения на съёмки и, увы, заболел «звёздной болезнью». За десять лет он снялся в полутора десятках фильмов, но разочаровал педагогов и в результате так и не получил вгиковский диплом:
за год до окончания вуза его отчислили за неудовлетворительную учёбу и дурное поведение.
Роль в «Грешнице» стала его последней главной ролью и одним из последних появлений на экране. В возрасте чуть за 30 Николай Довженко перестал сниматься и больше никогда зрители не видели обаятельного артиста, хотя прожил он ещё больше 40 лет.
В роли Михаила, жених Ксении, а потом и нелюбимого мужа, — Константин Желдин, отца сыграл Даниил Ильченко, брата по вере Василия — Виктор Чекмарёв.
В роли бойкой подруги Ксении — Алевтина Румянцева, а в небольшом эпизоде в образе председателя колхоза появился Владимир Заманский.
Снялся в фильме и Владимир Высоцкий, тогда делавший первые шаги в кино. Пробы он проходил наравне с другими актёрами, но режиссёр Фёдор Филиппов выбрал именно его. Высоцкому достался партийный персонаж, инспектор райкома, который приезжает в деревню и беседуют с Ксенией (по сюжету Ксения, несмотря на веру, была вполне успешной труженицей фермы). Эпизод сняли, но позднее было принято решение его вырезать. Любопытно, что в титрах Владимир Высоцкий фигурирует. По-видимому, титры делали ещё до кончательного монтажа и потом просто не стали переделывать.
Снимали «Грешницу» в Истринском районе Подмосковья.
Для съёмок выбрали деревню Бужарово и село Рожествено, где сняли основные сцены.
Обратите внимание на эпизод с городской прогулкой Алексея и Ксении. Уж не по Ленинскому ли проспекту в Москве лихо несутся ребята?
Особую сложность вызвал финальный эпизод, когда Ксения, разочаровавшись в вере, стоит на высоком обрыве. Режиссёрам хотелось, чтобы природа вокруг бушевала, а ветер трепал волосы и платье девушки. Для этого вокруг поставили ветродуи, которые и создавали ощущение буйства стихии.
Но выяснилось, что
Ию Саввину в буквальном смысле сносит с пригорка мощнейшими потоками воздуха, поэтому актрису привязывали за ноги к вбитым в землю кольям во время дублей.
Но в кадре этого, конечно же, не видно.
«Грешница» вышла в прокат осенью 1962 года. В те годы антирелигиозная тема вообще была востребована, и фильм не стал чем-то вызывающим, но привлёк в кинотеатры почти 24 миллиона зрителей. Картину довольно бурно обсуждали, но позже её популярность пошла на спад. Сегодня она в списке знаменитых не числится, хотя многие зрители и киноведы справедливо отмечают глубокую и трогательную игры молодой Ии Саввиной, непрофессиональной исполнительницы , которая через годы станет одной из крупнейших актрис театра и кино.
А вы знакомы с «Грешницей»?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»: