Русский писатель Антон Павлович Чехов стал в какой-то мере символом отечественного театра. Его пьесы обожают и режиссёры, и зрители, а ещё за них нередко принимаются кинематографисты. Очевидно, причина кроется в точной прорисовке персонажей, которая так свойственна Чехову:
практически в каждом его произведении у героев есть характер, выразительный и яркий, который прямо-таки просится на экран.
В конце пятидесятых годов за Чехова взялся режиссёр Иосиф Хейфиц, мастер кино реалистичного и современного. Он сам написал сценарий и, как говорил потом, это было для него делом несложным, поскольку рассказ «Дама с собачкой» оказался на удивление кинематографичным. Хейфиц вообще восхищался Чеховым, и, создавая сценарий, максимально бережно отнёсся к литературной основе, поэтому и фильм в итоге получился почти дословным пересказом.
На главную роль Иосиф Хейфиц пригласил Алексея Баталова. Для коллег не было секретом, что Баталов – любимый актёр Хейфица. Они познакомились ещё в 1954, когда режиссёр снял драму «Большая семья». Для молодого Баталова роль в картине стала дебютом кино, и дебютом крайне удачным. Режиссёр же был восхищён талантом артиста, так что сразу последовали ещё две совместные ленты – «Дело Румянцева» (1954) и «Дорогой мой человек» (1958). Тут стоит сказать, что
за Баталовым после работ с Хейфицем и других фильмов тех лет закрепилось амплуа хорошего советского парня, правильного, интеллигентного, думающего.
И самому артисту это не слишком нравилось. Роль же Гурова в «Даме с собачкой», мужчины с репутацией неоднозначной, обещала показать зрителям другого Баталова. И он безоговорочно согласился. А вот Хейфица поняли не все:
некоторые коллеги сочли, что исполнитель простоват для образа русского интеллигента, молод (хотя Баталову было уже 30) да и вообще вряд ли сможет найти нужные оттенки для роли.
Но режиссёр твёрдо верил в Баталова и не отступил.
Столь же усердно пришлось побороться и за главную актрису. Ею стала 22-летняя Ия Савина, студентка-старшекурсница МГУ. Ия Савина вовсе не была актрисой, но к искусству её тянуло, поэтому она принимала активно участие в постановках Студенческого театра МГУ. Именно там и увидел её Хейфиц.
Это был ещё один спорный выбор режиссёра, который не все одобрили,
но который в конце концов более чем оправдался.
Съёмки Иосиф Хейфиц запланировал в Ялте, где и происходит действие чеховского рассказа. Увы, в Ялте всё пошло наперекосяк. Группа прибыла на юг, когда сезон уже заканчивался, так что чудная осеняя погода вскоре сменилась мрачными днями с затяжными дождями. Там же у Баталова обострился туберкулёз глаз, врачи запретили ему находиться на площадке, поскольку софиты ухудшали состояние глаз, так что в ряде сцен его заменял дублёр.
После всех эти перипетий режиссёр принял решение доснимать ленту в павильонах «Ленфильма». И тут пришлось колоссальную работу проделать оператору Дмитрию Месхиеву. Ему понадобилось так выстраивать кадр, чтобы обстановка полностью совпадала с ялтинской. Дело доходило даже до идеального подбора освещения, чтобы искусственный свет в павильонах не отличался от того, что был на натуре в Ялте. Потребовались действительно серьёзные усилия группы, чтобы доделать начатое, и это получилось:
сейчас даже специалисты с трудом могут сказать, какие эпизоды сняли на юге, а какие – на ленинградской студии.
Фильм «Дама с собачкой» вышел в 1960 году, в год столетия со дня рождения Чехова. И его без всяких сомнений можно называть поздравлением писателю: лента сделана настолько мастерски, что трудно ею не восхититься.
Это один из крайне редких случаев, когда экранизация если и уступает литературному оригиналу, то ненамного.
А тот факт, что «Дама с собачкой» снята в чёрно-белом варианте, лишь усиливает эффект эдакой старинности и винтажности и ненавязчиво напоминает о времени, когда происходит история.
В заключение добавлю, что я впервые увидела Ию Савину в рязановском «Гараже», и для меня она стала олицетворением солдафона в юбке, командирши и настоящей бой-бабы. И в «Даме с собачкой» она стала для меня колоссальным открытием! Здесь она - это нечто воздушное, но одновременно приземлённое, эфемерное, но в чём-то прагматичное, нежное, но при этом неискреннее. Но, так или иначе, в экранизации Чехова Савина ничем не напоминает суровую, деловитую и предприимчивую товарища Аникееву.
А как вы считаете, Хейфицу удалось перенести на экран атмосферу чеховской «Дамы с собачкой»?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296