Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Кого на самом деле хотел видеть в фильме «Дорогой мой человек» режиссёр Хейфиц

«Дорогой мой человек» — это фильм на все времена. Пусть он слегка лакирован и местами даже наивен, пусть он идеологически выдержан в духе пятидесятых и отчасти пафосен, однако в нём мы видим живых людей. А история, которую они рассказали, не потеряла актуальности и сегодня, хотя обстоятельства жизни изменились радикально. В основе фильма — роман писателя Юрия Германа «Дело, которому ты служишь». Герман же написал и сценарий в сотрудничестве с Иосифом Хейфицем, который стал режиссёром.

Кадр из фильма «Дорогой мой человек»
Кадр из фильма «Дорогой мой человек»

В конце пятидесятых, когда создавался фильм, в обществе царило оптимистичное настроение. Люди пережили репрессии тридцатых, победили в Великой Отечественной войне и снова поверили, что впереди их ждут счастье и благополучие. Уже явно приближалась оттепель, казалось, что вот-вот жизнь резко повернёт к лучшему. Да и герои картины были близки и понятны целому поколению, тому самому, которое знало войну, прошло через неё и хорошо помнило.

Иосиф Хейфиц сразу определил, кого будет снимать. Он и в сценарии прописывал роли с учётом своего выбора. Образ врача Владимира Устименко он создавал для уже знаменитого Алексея Баталова, с которым уже работал и будет ещё долго работать в будущем. Собственно,

именно Хейфиц и открыл актёра для массового зрителя: Баталов очень успешно дебютировал в кино в картине Иосифа Хейфица «Большая семья» (1954).

Для Хейфица и Баталова «Дорогой мой человек» стал третьей общей лентой. Варварой, возлюбленной Владимира, должна была стать Инна Макарова, тоже актриса с именем, звезда легендарной «Молодой гвардии» (1948) и только что вышедшей «Высоты». И с Инной режиссёр был знаком: она снялась в его предыдущем фильме «Дело Румянцева» (1955) во второстепенной роли.

Фото со съёмок. Режиссёр Иосиф Хейфиц
Фото со съёмок. Режиссёр Иосиф Хейфиц
«Дорогой мой человек» стал одним из первых советских фильмов, где события развивались на протяжении двух десятилетий.

В первых кадрах герои предстают совсем юными, вчерашними школьниками, а в финале это уже взрослые зрелые люди, прожившие жизнь, пережившие многое, научившиеся ценить даже мелочи. Поэтому

для режиссёра было принципиально важно, чтобы актёры не просто понимали его, а буквально дышали в унисон, иначе гармонии не сложилось бы.

И Инна Макарова, и Алексей Баталов сумели подхватить тон, заданный Хейфицем, поэтому и история получилась правдивой. Поразительно, но в реальных жизнях исполнителей параллельно съёмкам, где они играли любовь, происходили совсем иные события. Инна Макарова буквально накануне рассталась с супругом Сергеем Бондарчуком, оставшись с маленькой дочкой. Алексей Баталов переживал развод с первой женой, подругой детства, которая оставила его после десяти лет брака. Возможно,

эти потрясения помогли Инне и Алексею показать чувство, не пышное, страстное, яркое и показное, а запрятанное глубоко, затаённое, которое их герои пронесли через годы.

И вот какое любопытное пересечение кино с реальностью. В мелодраме «Дорогой мой человек» Варвара в конце концов остаётся с любимым человеком, врачом, который верно служит своему делу и своей стране.

Инна Макарова спустя несколько лет после съёмок в этой истории тоже нашла личное счастье, выйдя замуж за хирурга. Этот брак продлился почти полвека.

Впрочем, и Алексей Баталов, в кино пронёсший верность одной женщине, тоже со второго раза сумел построить крепкую семью, которая разрушилась лишь с его уходом из жизни.

Готовя материал, я неожиданно узнала, что

в 2011 году вышел российский сериал по мотивам фильма «Дорогой мой человек». Если вы его смотрели, поделитесь впечатлениями.

Похож ли сериал на кино? Удалось ли его создателям воспроизвести атмосферу времени? Были ли убедительны персонажи?

Заключить хочу таким вопросом. Варвара Степанова, уже повзрослевшая женщина, рассказывая о себе, говорит Владимиру: «Я добросовестная. Это тоже счастье — быть добросовестным». А вы согласны с этой мыслью?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-3

В новых выпусках:

Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»:

Как карате привело Римму Маркову в фильм «Родня» (обсуждаем культовую ленту Никиты Михалкова с автором блога Блог-монолог):

Почему Фаина Раневская так и не стала Черепахой Тортиллой:

Какая мистика творилась во время работы над «Неоконченной пьесой для механического пианино» (беседа с автором блога Блог-монолог об одноимённом фильме):

Почему на съёмках решили «повесить» молодую актрису Валентину Шендрикову (дискуссия о фильме «Король Лир» с автором блога Блог-монолог):

История о том, как из Бронислава Брондукова сделали героя-любовника: