Рязановская комедия «Гараж» (1979) родилась из реальной истории:
режиссёр имел неосторожность заскочить на собрание гаражного кооператива на «Мосфильме».
Он рассчитывал провести там несколько минут, но застрял на несколько часов. Из зала, где шёл сбор, Рязанов вышел уже с идеей фильма. Он тут же бросился к своему давнему соратнику Эмилю Брагинскому. Спустя пару дней товарищи отправились Дом творчества кинематографистов в Болшево и за 24 дня написали сценарий. По словам Рязанова, он не старался очернить или приукрасить то, что своими глазами видел на собрании, а просто документально изложил действие, добавив лёгкой комичности.
Написав сценарий, Рязанов и Брагинский поняли что,
лента обещает быть провокационной, и засомневались, что её разрешат ставить.
Но материал попал к Филиппу Ермашу, председателю госкомитета по кинематографии, и показался ему забавным. Так что утвердили его быстро.
Мало того, Рязанову, который был уже большим авторитетом в кино, разрешили не проводить проб.
Он же пригласил в новый фильм тех, с кем уже не раз работал, и тех, с кем давно хотел сотрудничать. В итоге
в кадре оказались заслуженные и народные артисты, любимцы зрителей и настоящие звёзды советского кино.
Но все они были людьми занятыми, а многие играли в популярных спектаклях.
Тогда
Рязанов лично объехал все театры и попросил режиссёров отпустить артистов всего на месяц
- именно в это срок он планировал уложиться со съёмками. При этом сами съёмки он организовал так, чтобы рабочая смена завершались в 18.00. После этого исполнители могли отправляться в театры и выходить на сцену.
Единственным актёром, который попал на площадку по случаю,, оказался Валентин Гафт. На роль председателя правления, то и дело сыплющего афоризмами, был утверждён Александр Ширвиндт. Но он был плотно занят в Театре Сатиры и задерживался, будучи уверенным, что Рязанов не откажется от него, а станет терпеливо ожидать. А вот Рязанову такая безответственность не понравилась. И тут весьма кстати Лия Ахеджакова подсказала ему, что в соседнем павильоне снимается Валентин Гафт, так что в конце концов Гафт и заменил Ширвиндта.
А ещё Рязанов использовал необычный метод съёмки. Ленты, снятые в одной декорации, экзотикой не были, но режиссёр придумал для артистов своего рода ловушку.
Операторы работали сразу за тремя камерами, так что в любой момент любой исполнитель мог оказаться в кадре, но предсказать, когда это произойдёт, никто не мог.
Поэтому всю смену актёры должны были находиться в образе, чтобы не испортить дубль. В итоге получилась действительно уникальная стилистика, и зрителям казалось, что они и сами внутри этого людского сборища.
Удивительным для киношников было и то, что режиссёр решил снимать все сцены по порядку.
Каждое утро съёмки начинались ровно с того момента, на котором завершились накануне, и такой подход помог создать ощущение, что все события действительно произошли за те несколько часов, которые показаны на экране.
Правда, чтобы не потерять настроение и градус напряжённости, артистам пришлось работать без выходных. Зато закончили фильм, как и планировал Рязанов, за те же 24 дня, что писался сценарий.
Перед премьерой в кинотеатрах копии традиционно разослали чиновникам. После этого тут же начались звонки Ермашу с жалобами на то, что фильм вышел антисоветским. Ермаш вызвал Рязанова и посоветовал ему исправить некоторые эпизоды. Режиссёр же попросил артистов переозвучить несколько сцен.
Радикально это ничего не меняло, но делало реплики менее острыми. Скорректированную версию выпустили в прокат, но прокатчикам пришлось пойти на хитрость.
Чтобы провокационные афиши не попадались на глаза большим начальникам, «Гараж» не пустили в центральные и популярные московские кинотеатры,
а отправили только в периферийные. Тем не менее фильм стал хитом, который зрители пересматривали не раз.
И вот ещё любопытная подробность. Как водится, в «Гараже» Эльдар Рязанов сыграл небольшую роль. Его герой, начальник отдела насекомых, мирно продремал на бегемотовом бочке всё собрание. Сам режиссёр рассказал, что на реальном собрании кооператива он повёл себя, как профессор, сыгранный Леонидом Марковым: испугался за собственное благополучие и примкнул к большинству.
«Гараж» стал своего рода извинением за такое поведение.
А кто ваш любимый герой в «Гараже»? Например, я с некоторым почтением отношусь к товарищу Аникеевой (Ия Саввина), которая даже в изменившихся обстоятельствах осталась эдаким солдафоном в юбке и позиций не сдала. Ну и, конечно же, восхищаюсь сыном товарища Милосердова (Игорь Костолевский). Просто потому, что красивый и без особых понтов, несмотря на статус.
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296