Идею создать эпохальную картину о самом известном российском правителе Сергей Герасимов вынашивал почти полвека. Впервые он задумался о об этом ещё в тридцатые, когда писатель Алексей Толстой начал публиковать роман «Пётр Первый». Но
Герасимов тогда был режиссёром молодым, начинающим и рассчитывать, что ему доверят такую громаду, не мог.
Вернулся он к идее экранизации романа уже после войны, тем более что тогда у него появился ученик, который мог стать киношным Петром, — Николай Рыбников. И отчасти замысел воплотился: со студентами Герасимов поставил спектакль во ВГИКе, где и блистал в роли самодержца Рыбников (кстати, до сих пор многие коллеги актёры и те, кому посчастливилось увидеть постановку, говорят, что это действительно было зрелище фееричное и Николай Рыбников безупречно вписался в образ императора). Но по ряду причин снять фильм так и не удалось.
Клуб «Советские фильмы» теперь в Telegram!
В семидесятых Сергей Герасимов в третий раз обратился к Петру.
За прошедшие годы он уже написал сценарий с названием «Юность Петра» в соавторстве с учеником, сценаристом Юрием Кавтарадзе.
И у режиссёра были даже претенденты на другие роли (так, роль царевны Софьи он давно мысленно отдал Наталье Бондарчук, а в образе матери Петра, Натальи Нарышкиной, видел свою жену Тамару Макарову). Но была одна лишь загвоздка —
не находился актёр на роль самого императора, центральной фигуры, вокруг которой всё и строилось.
Режиссёр потратил несколько лет на поиски исполнителя, и мог бы искать ещё дольше. Но неожиданно интерес к картине проявили немецкие кинематографисты. Киностудия из ГДР «Дефа» предложила сотрудничество, но съёмки нужно было начинать как можно быстрее. Это подстегнуло и самого Герасимова, и коллег к более активным поискам «Пётра». По подсказке второго режиссёра
Герасимов отправился в Школу-студии МХАТ, где кто-то вроде бы видел подходящего парня.
И действительно, именно там учился Дмитрий Золотухин, статный молодой человек, внешне чем-то походящий на Петра Первого.
Его вызвали на пробы. Поначалу Сергей Герасимов не был уверен в выборе, поскольку актёр прежде в кино никогда не работал.
Утверждали Золотухина пять месяцев! Но парень времени не терял, а начал активно изучать историю петровских времён, биографию самого царя, просиживал в библиотеках, листая редкие документы. И когда Дмитрия наконец утвердили, он уже жил роль, он уже стал Петром Первым внутри себя (и сложно это не заметить).
Без проб попали на съёмки ученики Сергея Герасимов: Наталья Бондарчук, Любовь Полехина, Николай Ерёменко, Вадим Спиридонов, Борис Бачурин.
Роль матери Герасимов отдал, как и планировал, Тамаре Макаровой, но зато это был раскритикован. Дело в том, что
Наталье Нарышкиной в момент происходящих в фильме событий, было не больше 40, Макаровой же было за 70.
Но сложно сказать, что это испортило ленту, да и благодаря гримёрам возраст актрисы в глаза не бросается.
Дополнили актёрский ансамбль другие звёздные исполнители: Олег Стриженов, Александр Белявский, Михаил Ножкин, Виктор Шульгин, Борис Хмельницкий, Пётр Глебов, Николай Гринько, Иван Лапиков. Первую жену Петра, Евдокию Лопухину, сыграла первокурсница ВГИКа и тоже ученица Герасимова Любовь Германова.
А ещё тут дебютировал актёр Юрий Мороз, в будущем ставший режиссёром. А рядом с ним работала уже очень опытная, несмотря на молодость, Марина Левтова, на которой он позже женится. В небольшой роли появилась Марина Голуб, которую привёл на площадку Дмитрий Золотухин (тогда у Марины и Дмитрия был бурный роман). А ещё в кадре можно увидеть режиссёра Эдуарда Бочарова, который удивил коллег органичностью в историческом образе.
Управляться с такой внушительной компанией именитых артистов было непросто, ведь только главных героев в фильме было около полусотни. А ещё была огромная массовка, которую тоже нужно было организовывать! Кстати, для всех участников съёмок создали уникальные костюмы, а для центральных персонажей — и по нескольку. Герасимов, который всегда стремился к полной достоверности, привлёк невероятные силы:
на фильм работали мастерские киностудии имени Горького, где и снимали ленту, мастерские МХАТа и Большого театра. В ГДР нашли фабрику, где специально для ленты ткали ткани по образцам 17 века и отшивали часть костюмов. Стразы, стеклярус, бусины, жемчуг для декора поставляла Чехословакия: очень популярный тогда производитель бижутерии Jablonex присылал авторам картины и наборы камней, и десятки украшений, которые иногда разбирались на части ради создания более аутентичных.
Съёмки тоже были масштабными. Сотрудничество с «Дефой» позволило организовать поездку в ГДР, чтобы снять поездку Великого посольства часть эпизодов сняли на киностудии Горького, много времени киношники провели в Новодевичьем монастыре в Москве, ставшем на время хорошо оборудованной площадкой. Задействованы были Кострома и Суздаль, а петровский потешный флот разыгрывал баталии на Ладоге.
А вот самые красивые интерьеры в фильме — это закрытые помещения московского Кремля. В Золотую Царицыну палату и сейчас попасть крайне сложно, а тогда это и вовсе было нереально. Но Герасимову позволяли куда больше, чем простым людям.
Царицына палата — место историческое, музейное, там поддерживается особый микроклимат, который большая группа людей с лёгкостью нарушает. Режиссёра и актёров пускали туда лишь раз в неделю на пару часов, но ведь пускали!
В палате группа работала с удвоенной сосредоточенностью, чтобы сделать как можно больше за краткий срок. Кажется, больше никогда туда впоследствии так и не пустили.
И ещё одну особенность картины надо отметить. У Алексея Толстого в романе часто фигурирует архаичная речь, посредством которой изъясняются герои.
Сергей Герасимов не стал отказываться от этого приёма из уважения к писателю и ради всё той же достоверности.
Но на удивление слух зрителей устаревшие слова и формы не коробили, напротив, это только украсило сюжет внесло дополнительный колорит.
Фильм «Юность Петра» вышел в 1980 году. Вслед за ним стартовали съёмки второй части — «В начале славных дел».
Дилогия о Пётре, которую Герасимов так долго ждал, стала предпоследней в фильмографии великого советского режиссёра.
Дмитрий Золотухин сыграл Петра и во второй части, а потом стал императором и в телесериале «Россия молодая». Кстати, это своеобразный рекорд — больше никому не удалось сыграть в кино Петра трижды. Правда, образ самодержца так приклеился к Дмитрию, что в других ролях его почти никто теперь уже не помнит.
А как вам кажется, нужно ли стремиться к полной достоверности в кино? Ведь зритель осознаёт, что он сидит в кинозале или перед телевизором, и одна криво пришитая бусина вряд ли повлияет на картинку в целом.
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста:
Как связаны советский фильм «Паспорт» и французская комедия «Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра"»? Узнайте, какой актёр появился в обеих этих историях, из выпуска моего подкаста:
«Маленькая Вера» — это ушедшие в прошлое грязь, мрак и уныние или по-прежнему яркая иллюстрация провинциальной жизни? Жаркий спор о фильме: