Фильм, который Сергей Герасимов снимал в потаённой комнате Кремля

2,1K прочитали

Идею создать эпохальную картину о самом известном российском правителе Сергей Герасимов вынашивал почти полвека. Впервые он задумался о об этом ещё в тридцатые, когда писатель Алексей Толстой начал публиковать роман «Пётр Первый». Но

Герасимов тогда был режиссёром молодым, начинающим и рассчитывать, что ему доверят такую громаду, не мог.

Вернулся он к идее экранизации романа уже после войны, тем более что тогда у него появился ученик, который мог стать киношным Петром, — Николай Рыбников. И отчасти замысел воплотился: со студентами Герасимов поставил спектакль во ВГИКе, где и блистал в роли самодержца Рыбников (кстати, до сих пор многие коллеги актёры и те, кому посчастливилось увидеть постановку, говорят, что это действительно было зрелище фееричное и Николай Рыбников безупречно вписался в образ императора). Но по ряду причин снять фильм так и не удалось.

Кадр из фильма «Пётр Первый»
Кадр из фильма «Пётр Первый»

Клуб «Советские фильмы» теперь в Telegram!

В семидесятых Сергей Герасимов в третий раз обратился к Петру.

За прошедшие годы он уже написал сценарий с названием «Юность Петра» в соавторстве с учеником, сценаристом Юрием Кавтарадзе.

И у режиссёра были даже претенденты на другие роли (так, роль царевны Софьи он давно мысленно отдал Наталье Бондарчук, а в образе матери Петра, Натальи Нарышкиной, видел свою жену Тамару Макарову). Но была одна лишь загвоздка —

не находился актёр на роль самого императора, центральной фигуры, вокруг которой всё и строилось.

Режиссёр потратил несколько лет на поиски исполнителя, и мог бы искать ещё дольше. Но неожиданно интерес к картине проявили немецкие кинематографисты. Киностудия из ГДР «Дефа» предложила сотрудничество, но съёмки нужно было начинать как можно быстрее. Это подстегнуло и самого Герасимова, и коллег к более активным поискам «Пётра». По подсказке второго режиссёра

Герасимов отправился в Школу-студии МХАТ, где кто-то вроде бы видел подходящего парня.

И действительно, именно там учился Дмитрий Золотухин, статный молодой человек, внешне чем-то походящий на Петра Первого.

Дмитрий Золотухин. Фото из журнала «Советский экран»
Дмитрий Золотухин. Фото из журнала «Советский экран»

Его вызвали на пробы. Поначалу Сергей Герасимов не был уверен в выборе, поскольку актёр прежде в кино никогда не работал.

Утверждали Золотухина пять месяцев! Но парень времени не терял, а начал активно изучать историю петровских времён, биографию самого царя, просиживал в библиотеках, листая редкие документы. И когда Дмитрия наконец утвердили, он уже жил роль, он уже стал Петром Первым внутри себя (и сложно это не заметить).
Фото со съёмок. Дмитрий Золотухин
Фото со съёмок. Дмитрий Золотухин

Без проб попали на съёмки ученики Сергея Герасимов: Наталья Бондарчук, Любовь Полехина, Николай Ерёменко, Вадим Спиридонов, Борис Бачурин.

Фото со съёмок. Наталья Бондарчук
Фото со съёмок. Наталья Бондарчук
Фото со съёмок. Любовь Полехина
Фото со съёмок. Любовь Полехина

Роль матери Герасимов отдал, как и планировал, Тамаре Макаровой, но зато это был раскритикован. Дело в том, что

Наталье Нарышкиной в момент происходящих в фильме событий, было не больше 40, Макаровой же было за 70.

Но сложно сказать, что это испортило ленту, да и благодаря гримёрам возраст актрисы в глаза не бросается.

Дополнили актёрский ансамбль другие звёздные исполнители: Олег Стриженов, Александр Белявский, Михаил Ножкин, Виктор Шульгин, Борис Хмельницкий, Пётр Глебов, Николай Гринько, Иван Лапиков. Первую жену Петра, Евдокию Лопухину, сыграла первокурсница ВГИКа и тоже ученица Герасимова Любовь Германова.

Фото со съёмок. Любовь Германова
Фото со съёмок. Любовь Германова

А ещё тут дебютировал актёр Юрий Мороз, в будущем ставший режиссёром. А рядом с ним работала уже очень опытная, несмотря на молодость, Марина Левтова, на которой он позже женится. В небольшой роли появилась Марина Голуб, которую привёл на площадку Дмитрий Золотухин (тогда у Марины и Дмитрия был бурный роман). А ещё в кадре можно увидеть режиссёра Эдуарда Бочарова, который удивил коллег органичностью в историческом образе.

Фото со съёмок. Сергей Герасимов, Дмитрий Золотухин, Любовь Германова
Фото со съёмок. Сергей Герасимов, Дмитрий Золотухин, Любовь Германова

Управляться с такой внушительной компанией именитых артистов было непросто, ведь только главных героев в фильме было около полусотни. А ещё была огромная массовка, которую тоже нужно было организовывать! Кстати, для всех участников съёмок создали уникальные костюмы, а для центральных персонажей — и по нескольку. Герасимов, который всегда стремился к полной достоверности, привлёк невероятные силы:

на фильм работали мастерские киностудии имени Горького, где и снимали ленту, мастерские МХАТа и Большого театра. В ГДР нашли фабрику, где специально для ленты ткали ткани по образцам 17 века и отшивали часть костюмов. Стразы, стеклярус, бусины, жемчуг для декора поставляла Чехословакия: очень популярный тогда производитель бижутерии Jablonex присылал авторам картины и наборы камней, и десятки украшений, которые иногда разбирались на части ради создания более аутентичных.
Фото со съёмок. Сергей Герасимов
Фото со съёмок. Сергей Герасимов

Съёмки тоже были масштабными. Сотрудничество с «Дефой» позволило организовать поездку в ГДР, чтобы снять поездку Великого посольства часть эпизодов сняли на киностудии Горького, много времени киношники провели в Новодевичьем монастыре в Москве, ставшем на время хорошо оборудованной площадкой. Задействованы были Кострома и Суздаль, а петровский потешный флот разыгрывал баталии на Ладоге.

Фото со съёмок
Фото со съёмок
Фото со съёмок
Фото со съёмок

А вот самые красивые интерьеры в фильме — это закрытые помещения московского Кремля. В Золотую Царицыну палату и сейчас попасть крайне сложно, а тогда это и вовсе было нереально. Но Герасимову позволяли куда больше, чем простым людям.

Царицына палата — место историческое, музейное, там поддерживается особый микроклимат, который большая группа людей с лёгкостью нарушает. Режиссёра и актёров пускали туда лишь раз в неделю на пару часов, но ведь пускали!

В палате группа работала с удвоенной сосредоточенностью, чтобы сделать как можно больше за краткий срок. Кажется, больше никогда туда впоследствии так и не пустили.

Фото со съёмок. Сергей Герасимов
Фото со съёмок. Сергей Герасимов

И ещё одну особенность картины надо отметить. У Алексея Толстого в романе часто фигурирует архаичная речь, посредством которой изъясняются герои.

Сергей Герасимов не стал отказываться от этого приёма из уважения к писателю и ради всё той же достоверности.

Но на удивление слух зрителей устаревшие слова и формы не коробили, напротив, это только украсило сюжет внесло дополнительный колорит.

Фото со съёмок. Дмитрий Золотухин и Сергей Герасимов
Фото со съёмок. Дмитрий Золотухин и Сергей Герасимов

Фильм «Юность Петра» вышел в 1980 году. Вслед за ним стартовали съёмки второй части — «В начале славных дел».

Дилогия о Пётре, которую Герасимов так долго ждал, стала предпоследней в фильмографии великого советского режиссёра.

Дмитрий Золотухин сыграл Петра и во второй части, а потом стал императором и в телесериале «Россия молодая». Кстати, это своеобразный рекорд — больше никому не удалось сыграть в кино Петра трижды. Правда, образ самодержца так приклеился к Дмитрию, что в других ролях его почти никто теперь уже не помнит.

А как вам кажется, нужно ли стремиться к полной достоверности в кино? Ведь зритель осознаёт, что он сидит в кинозале или перед телевизором, и одна криво пришитая бусина вряд ли повлияет на картинку в целом.

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

Идею создать эпохальную картину о самом известном российском правителе Сергей Герасимов вынашивал почти полвека.-13

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста:

Как связаны советский фильм «Паспорт» и французская комедия «Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра"»? Узнайте, какой актёр появился в обеих этих историях, из выпуска моего подкаста:

«Маленькая Вера» — это ушедшие в прошлое грязь, мрак и уныние или по-прежнему яркая иллюстрация провинциальной жизни? Жаркий спор о фильме: