Найти тему
kknigovich

#9 Чёрная риторика. Власть и магия слова

Оглавление
Карстен Бредемайер «Черная риторика»
Карстен Бредемайер «Черная риторика»
Черная риторика – это манипулирование всеми необходимыми риторическими, диалектическими, эристическими и рабулистическими приемами для того, чтобы направлять беседу в желательное русло и подводить оппонента или публику к желательному для нас заключению и результату

Понимание принципов работы черной риторики очень важно, если ты хочешь

  • перестать быть жертвой манипуляций со стороны собеседника
  • обладать критическим мышлением, которое поможет тебе укрепить собственное мнение
  • читать книги осознанно и больше слушать себя. Авторы книг очень часто применяют методы черной риторики в свои произведениях
  • в нужное время воспользоваться правилами черной риторики, чтобы защитить себя или атаковать визави
Коммуникативные технические приемы, методы и инструменты сами по себе нейтральны, честными или нечестными они становятся в зависимости от цели их использования

Ну и как любая риторика, эта поможет тебе выражать свои мысли ясно и кратко, что в свою очередь помогает заполучить статус в обществе, ну и другое)

Нашел точную цитату Джона Рокфеллера из ценной статьи на Дзене:

Деньги приходят к тебе через других людей. Общайся! Необщительные люди крайне редко становятся богатыми.
12 правил богатства Джона Рокфеллера. Секреты самого богатого человека в мире!
Жизнь Студента10 декабря 2019

1. Повторение главной мысли

Повторение главной мысли надежно закрепляет ее в сознании собеседника, делая все более привлекательной и убедительной

Возможно ты уже замечал как этим приемом пользуются политики. Они, кстати говоря, искусные мастера черной риторики. Так вот, повторяй главную мысль и эта мысль будет становится для собеседника все более привлекательной, понятной, ясной, ПРАВДИВОЙ.

Да, да. К сожалению, данный инструмент могут использовать и те, кому нужно солгать, да так, чтобы в это поверили. Даже скептическое заявление может показаться со временем менее токсичным, а еще позже и вовсе не будет таить в себе возражений.

Естественно, как и все инструменты, этот не работает на 100%, но важно быть внимательным, когда кто-то повторяет главную мысль. Может быть вам пытаются внушить ее.

2. Стирание границ между информацией и ее утаиванием

Слишком сложное и детальное объяснение разбавляет основательность аргументации. Пример простоты и доходчивости являет нам один из известных догматов церкви: «Я верую, значит, Бог существует» – даже если вы полагаете, что это не так.

Говоря простыми словами - не нужно вываливать все аргументы, которые знаешь, лучше скажи один, но такой, будто это нож в спину. Утаивай мелочь.

Изложенные тобой факты будут выглядеть менее убедительно, если ты будешь расписывать их во всех деталях. Объяснять слишком подробно – значит оправдываться и демонстрировать собственную неуверенность.

3. Молчание при нападения — это поражение без права на реванш

«Никогда не молчи!» — вот девиз каждого успешного менеджера, но он предполагает наличие у вас в голове определенных шаблонов

Это правило не так однозначно и несет в себе некоторые особенности. Молчать нельзя в ситуации, когда оппонент переходит на личные подтрунивания и прямые оскорбления. Когда оппонент реально нападает. Тогда и нужно защищаться. Какие образом это делать? Есть 2 вида защиты:

1. Цитата

Ты можешь носить в своем арсенале некоторые заготовленные реплики знаменитых людей, чтобы выбросить одну из них после нелесного замечания в твой адрес. Так ты отстоишь свои границы, будешь выглядеть выше своего соперника и станешь в глазах слушателей мудрым и холоднокровным оратором.

...начал голосом, полным сарказма и уничижительной иронии: «Господин Бредемайер, мои комплименты. (Пауза.) Искренне поздравляю вас с тем, что своим докладом вам удалось полностью развалить эту в высшей степени интересную тему». Затем он повернулся и не спеша направился к выходу.
....я громким и на удивление твердым голосом (хотя мои колени дрожали) бросил ему вслед эту цитату: «Макс Фриш сказал однажды: «Если ты думаешь, что узнал истину, подай ее другому, как подают пальто, чтобы удобнее было надеть, а не тычь ею в нос, как мокрым носовым платком». В данном случае это был именно мокрый носовой платок – к сожалению!»
Все затаили дыхание, мой оппонент замер на месте… И затем разразился шквал аплодисментов остальных двухсот сорока девяти участников форума.

2. Возвращение к главной мысли

Нападка — чаще всего адресное высказывание, которое будет отслаиваться от главной темы. В таком случае все еще проще. Повторить главную мысль, которую также лучше заготовить заранее.

«Жаль, что вы прослушали, возможно, даже осознанно прослушали основную мысль. Повторяю: фирма XY разработала первоклассную систему оснащения видеоконференций, которая сэкономит ваши средства и ускорит ваше продвижение вперед! Еще вопросы?»

Принцип «Никогда не молчать» в основном используется в публичных выступлениях. В личных разговорах есть другие способы защиты, о которых можно почитать в других источниках:

4. Один глупый вопрос и ты пойман

Глупый вопрос — это такой вопрос, на который ответ известен изначально, и этот ответ тебя не устраивает.

  • Ты: «Вы что, меня за дурака держите?!»
    Оппонент: «Ну да».
  • Ты: «Так вы считаете, что я некомпетентен?»
    Оппонент: «Ну да».
  • Ты: «Крошка, не лучше ли тебе надеть курточку?»
    Ответ шестилетней девочки: «Нет!»

Глупые вопросы - это вопросы на негативные высказывания. Они не позволяют заявить свою позицию Такие вопросы только дают собеседнику поле для атаки.

  • Оппонент: «Вы совсем не подходите для этой работы!»
    Ты: «Почему вы так решили?»
  • Оппонент: «У вашего предприятия плохой имидж»
    Ты: «Как вы пришли к такому мнению?»
  • Оппонент: «Вы не производите впечатления человека, которому по плечу подобная задача»
    Ты: «Почему вы это утверждаете? Какие у вас основания?»

В каждом случае встречный вопрос провоцирует залп красноречия, который с высокой долей вероятности выражает истинное мнение собеседника.

5. Призыв не оставляет вопросов

Вопрос предоставляет принятие решения собеседнику, призыв предполагает, что уже есть готовое решение

Может показаться, что призыв — это что-то резкое и невежливое, однако тут важно с каким тоном и намерением это делается. Призыв является просто указанием к конкретному действию. К тому же вы не забираете у человека драгоценные доли-секунды на раздумья, вы уже ему дали решение.

  • Вы не подержите дверь?
  • Подержите дверь пожалуйста.

По моим личным ощущениям. Вторыми формулировками (призывами) пользуются большие дяди.