В ноябре 2020-го в соцсетях среди казахов стали распространяться фотографии одинокой девушки со светлыми волосами, идущей ночью в степи по грунтовой дороге. Авторы публикаций утверждали, что на снимке — призрак. Говорили, девушка вместе со старухой ходит между сёлами Каратобе и Ханколь по обочине, ловит попутки и нападает на водителей.Местные СМИ цитировали истории дальнобойщиков, которые рассказывали, как ночью на трассе к ним подсаживалась девушка. Она хваталась за руль и мешала вести машину, пытаясь направить её под колёса едущих навстречу большегрузов.
Один перепуганный водитель доехал до Ханколь, выбежал к первому дому и, твердя, что в машине призрак, попросил местных сопроводить его до райцентра. Никакой девушки в машине не было.
Ханколь — небольшое село посреди степи в Западно-Казахстанской области в 250 км от Уральска. Добраться сюда можно лишь по единственной просёлочной дороге.
За неделю Ханколь окутал страх. Сообщения о призраке пересылали в местные чаты, дети боялись идти в школу, взрослые — выходить ночью в туалет.
Спустя несколько дней аксакалы провели в районе, где обитал призрак, обряд садака и принесли в жертву скот. Тут же пошла молва, что таким образом старейшины хотя успокоить духа.
Участие в обряде принял Талап Казиев — аким (глава местного управления) Жусандойского сельского округа, в состав которого входит Ханколь. Он скептически отнёсся к истории про призрака и заверил, что сам порой ездил по дорогам ночью, но никаких джиннов не видел. Аксакалы же, по его словам, ежегодно дают сакала в этих местах: раньше здесь было много мечетей, и земля считается священной.
Скептицизм разделил и аким Западно-Казахстанской области Гали Искалиев. В призрака он не поверил, однако направил в село полицейских.
Полиция не успела приехать, как выяснилось, фотографии призрака в соцсетях — скриншоты видео ещё 2019 года, которое ни раз выдавали за доказательства призрака на дороге. Каждый раз видео было якобы снято в новом месте: духа находили то в Дагестане, то в Липецкой области.
Как только призрак заинтересовал чиновников, в село поехали журналисты. Они выяснили, что никто из местных не видел джинна лично — слухи о нём породили проезжающие мимо, и уже в них поверили сельчане.
Но их вера не была беспочвенной. В казахской мифологии есть жалмауыз-кемпир (прожорливая старуха) — сгорбленный светловолосый демон с семью головами. Она занимается людоедством, истребляет птиц и скот. В сказках демон завлекает к себе путников и пожирает их или похищает детей.
Есть несколько вариантов описания её внешности. В одном — жалмауыз-кемпир рогатая, с вороньим клювом. В другом — с длинным клювом и совоокая.
«Жалмауыз-кемпир не дарит чудесные предметы. Но в её поступках есть следы волшебных, сказочных преобразований. Превращаясь то в младенца, то в девушку, она поджидает героя на его пути», — рассказывает о старухе-демоне Риза Алмуханова, ведущий научный сотрудник Института литературы и искусства им. Ауэзова.
После того, как в село приехали журналисты и полицейские история про призрака Ханколь оборвалась. Но она была не единственной про джинна на дороге. В Казахстане это популярный сюжет. Чаще всего демона встречают на Капшагайской трассе у Алматы — там уже 20 лет водители берут в попутчики девушку, под юбкой у которой, как говорят, оказываются копыта.