В «Крама-сутре» говорится, что йог сначала входит в крама-мудру в интровертном состоянии. Затем благодаря интенсивности крама мудры он выходит из интровертного состояния и входит во внешний, внешний цикл сознания. Сначала извне он идет внутрь, а затем изнутри выходит наружу. Это движение входа и выхода, а затем снова входа и выхода происходит благодаря силе поглощения (самавеша) крама мудры, а не усилиям йога. Йог путешествует снаружи внутрь, а затем изнутри наружу, просто для того, чтобы прийти к пониманию того, что внешнее и внутреннее — это не разные аспекты, а одно, то есть крама мудра.
Есть еще одна вещь, которую вы должны понять. Тот, кто переживает это состояние погружения (самавеша) в крама-мудру, переживает, будто эта Вселенная растворяется в небытии в великом небе Сознания Господа (чидгагана). Хотя он открывает глаза и чувствует, что всё растворяется в этом состоянии, однако, когда он стремится выйти из этого состояния, ему становится очень трудно. Как нам очень трудно войти в это состояние, так и этому йогу очень трудно выйти из него.
Но почему он хочет выйти? Он хочет выйти ради удовольствия, но не может выйти. Интенсивность Сознания Господа не дает ему выйти наружу. Тем не менее, он изо всех сил пытается выйти. Потом на мгновение он приподнимается, а после снова, наполненный опьянением, отдыхает внутри. Потом снова пытается вырваться. Он продолжает пытаться выйти и ненадолго выходит, но потом снова отдыхает внутри. Это происходит снова и снова, и это называется «крама мудра».
Это автоматический процесс… Крама-мудра не возникает путем практик… Крама-мудра — это не обычная мудра; она происходит автоматически… Её суть заключается в том, чтобы просто наблюдать своё состояние самадхи во [внешнем мире]. Самадхи не так ясно обнаруживается снаружи, поэтому войдите в интровертное самадхи и вытащите это самадхи наружу, снова посмотрите во внешний мир. И снова и снова, снова и снова вы должны [испытывать] эту крама-мудру, пока [вы не обретете] вход в джагадананду. Когда имеет место джагадананда, тогда всё божественно, [больше] нет крама-мудры.
Тантралока 3.263-264
Когда вы утвердитесь в процессе крама-мудры, тогда вы испытаете экстаз в действии. Когда вы едите, вы пребываете в блаженстве. Когда вы говорите, вы пребываете в блаженстве. Когда вы идете, вы находитесь в блаженстве. Что бы вы ни делали, вы остаетесь в этом Вселенском состоянии. Это состояние «дживанмукти», освобожденного при жизни. Это состояние испытывают не обычные йогины, а только великие йогины. Это истинное состояние чит-кундалини.
В реальном подъеме чит-кундалини вы только мельком увидите её, а затем выйдете. Полный подъем чит кундалини происходит только по милости вашего учителя и по милости вашей собственной силы осознания. Опыт установления полного подъема чит-кундалини посредством процесса крама мудры может произойти за один день, за одну жизнь или за сто жизней.
Полное установление крама-мудры называется джагадананда, что означает «Вселенское блаженство». Это седьмое и последнее состояние турьи. В этом состоянии переживание универсального трансцендентного Бытия никогда не теряется, и вся Вселенная переживается как единое целое с вашим собственным трансцендентным «Я-сознанием».
Источники:
- Свами Лакшманджу, Самореализация в кашмирском шиваизме
- Свами Лакшманджу, Кашмирский шиваизм, Высшая тайна
- Абхинавагупта, Тантралока