Найти в Дзене
Виктория Плессер

Выученная беспомощность и контроль

В своей книге «Когнитивно-поведенческая терапия пограничного расстройства личности» М.Линехан пишет о поведенческих паттернах, среди которых активная пассивность. Активная пассивность – это «тенденция к пассивному стилю решения межличностных проблем, включая неспособность к активному преодолению трудностей жизни, зачастую с попытками привлечь к решению собственных проблем членов своего окружения; выученная беспомощность, безнадежность» (2008, с.38) И мне хочется поговорить о выученной беспомощности, так как этот термин используется и звучит достаточно часто, он ушел в народ, так как прошло 60 лет с момента эксперимента Марином Селигманом и Стивеном Майером, где изучалось поведение собак в ситуации воздействия электрическим током на их способность влиять на ситуацию. Концепция выученной беспомощности преподавалась на психфаках, транслировалась в разных научных статьях, но оказалось, что все не так однозначно.

В 2000 году (аж!), спустя 40 лет, Селигман обнаружил ошибку в эксперименте, где на первый план выходит не проживание беспомощности, а способность контролировать и оптимистично смотреть на решение проблем, уверенности в собственных силах. Он провел серию новых экспериментов и опубликовал новые данные в 2016 году, где говорит о том, что выученной является не беспомощность, а контроль, или наоборот, неспособность контролировать, что влияет на способность совершать какие-либо действия для улучшения ситуации. Селигман говорит о том, что человек изначально рождается беспомощным, но он учится преодолевать препятствия и решать проблемы на протяжении всей своей жизни. Получая возможность учиться на последствиях своих поступков, человек учиться распознавать угрозы и держать под контролем разные факторы, регулирующие последствия. Эксперименты показали, что именно возможность контролировать внешние обстоятельства в ситуации воздействия болевых и негативных факторов помогает успешно обучаться справляться с жизненным обстоятельствами. И наоборот, невозможность контролировать свою жизнь, отсутствие права принимать решения и чувствовать свою компетентность приводит к утрате смысла жизни, к депрессивным и тревожным переживаниям, самоповреждающему поведению (из эксперимента с пожилыми людьми, живущими в доме престарелых).

Таким образом, возвращаясь к идее Линехан, можно говорить о значимом влиянии на человека инвалидирующего (не поддерживающего) окружения. Я уже раньше писала об этом. Инвалидация - это непризнание, обесценивание, признание несостоятельным, неполноценным или недостоверным, непринятие во внимание. Т.е., пограничное расстройство личности обусловлено совокупностью двух основных факторов – это биологическая составляющая, предрасположенность (предрасположенность, чувствительность, сенситивность) и инвалидирующее окружение. Инвалидирующее окружение и ситуация с непредсказуемости и неопределенности создает такие предпосылки развития – у детей без биологической предрасположенности развивается гиперконтроль, перфекционизм, навязчивости и прочие составляющие невротического спектра, а у тех, кто родился более чувствительным такое окружение приводит к ощущению, что жизнь всегда выходит из-под контроля, и ничего невозможно сделать самостоятельно.

В процессе воспитания ребенка важен баланс между возможностью на что-то влиять, своей ответственностью и естественными последствиями после своих решений и базовой безопасностью в контакте, где семья остается надежной «тихой гаванью» для ребенка.