Найти в Дзене

Волга колхозника досталось мне

В Институте сказали, что мне надо Волгу и подали заявку. И вот под Новый 83 год 31 декабря мне надо было купить машину. Она была предназначена колхознику, который в те времена ценился много выше профессора член-корра АН СССР. Машину позволили купить мне только после того, как колхозник ее не купит и ждали до 31 декабря. Я должен ее выкупить и получить 31 декабря, а, коли не сумею, то машина будет уже не моя и уйдет к следующему колхознику или рабочему, так как интеллигенция - не класс, а прослойка, которой ничего не светит.

Мне предстояло внести деньги в банк и ехать покупать машину. Со мной были два сотрудника, у одного из которых дядя работал на Автозаводе... На оформление документы была очередь. Я стоял в ней, а мои сотрудники пошли с дядей на стоянку выбирать для меня машину. Оформив документы, я понес их на стоянку. Без документов машину не отдадут. Но на стоянку меня не пустили. Стит девушка с винтовкой образца 1972 года и не пускает никого без пропуска, а среди моих документов пропуска нет.

Положение безвыходное. Но я дождался, когда девушка отвлечется и прошмыгнул на стоянку мимо ее грозного оружия. Нашел свих друзей. Они уже выбрали для меня машину с отличным двигателем. После этого было еще ряд процедур получения инструментов и деталей. Машину я получил в 21 час, когда мои друзья уже уехали встречать Новый год. Я один остался с новой для меня машиной, о которой я ничего не знаю, так как 10 лет ездил на жигулях.

Но ехать домой еще нельзя. Машину Автозавод выдает в таком виде, что она может доехать от завода до стоянки, а дальше не может, так как ходовая часть машины аккуратно не довинчена, и машина развалится, если на ней ехать дальше. Поэтому на улице перед стоянкой стоит самодельная эстакада и рабочий за солидную мзду берется все довинчивать. Это большая работа, и я сел в свою машину уже в двенадцатом часу. В машину я сел, а как управлять ей - не знаю. Темно. Надо фары включать. Фары есть, а как их включить я не знаю. С трудом нашел... Включил. Поехал очень неуверенно, так как все не так как у жигулей. Приходилось искать на ходу на уже двигающейся машине.

Впереди троллейбус, а я перегнать его не могу. С великим трудом доехал до гаража, который был далеко за городом в овгагах, как и полагается интеллегенции. Но в гараже старая машина Жигули. Выкатил ее и с трудом поставил в гараж новую Волгу. Сел в Жигули и поехал домой. Только сел и почувствовал, что Жигли отличная машина. Я все знаю, все умею, машина слушается. Приехал домой ночью следующего года. Семья на даче.Я немного поспал и поехал на дачу. О! Какое наслаждение было ехать на Жигулях. Быстрая машина. Легко набирает скорость и быстро останавливается, что Волга делает лениво и то, если найдешь как.

Но на Жигулях номеров нет. Машина оформлена для продажи. Меня остановили, так как без номеров ездить нельзя. Но я уговорил инспектора, у которого не было настроения со мной возиться, и он меня отпустил. Приехал на дачу и рассказал про свои приключения. Жена, пользуясь своими знакомствами, продала Жигули, и у нас появилась Волга.

С Волгой связана интересная история. Я освоился с машиной, знал, как ей управлять и уверенно это делал. И вот я повез на Волге двух девушек в магазин. Со мной поехала моя дочь Ниночка и ее подруга. Обе девушки тогда работали на местном ТВ.

Еду по городу. Останавливаюсь на красный, а когда зажегся зеленый, тронулся с места и проехал перекресток. Только проехал перекресток, как машина сама повернула вправо и съехала с дороги. Руль не действовал. Машина остановилась. Я вылез из нее, но не мог понять, в чем дело. Вот тут сказалось огромное преимущество девушек!

Они не растерялись и выручили меня, и мы благополучно поехали дальше! Как я был рад, что у меня в машине оказались девушки. Они тоже вылезли из машины, тоже осмотрели ее и ушли куда-то. Я ломал голову, что с машиной, а девушки вдруг приехали на такси. Они сообразили, что у меня Волга и у таксистов тоже та же самая Волга, и таксист поможет узнать, что с машиной. Так и получилось по-девичьи! Говорят, что с машиной должен разбираться мужчина, а девушка не может, а оказалось прямо наоборот.

Таксист посмотрел, сказал Ого-го и еще несколько слов и междометий добавил, что означало, что дело плохо. Развалилась передняя подвеска, так как была не довинчена, а от вибраций все еще больше раскрутилось и развалилось. Подвеску на Волге надо проверять каждый день и подкручивать гайки. А еще в багажнике надо иметь запасную деталь передней подвески, которая ломается. Таксист заменил деталь, дал в запас еще одну, и мы благополучно поехали дальше.

Брат нашего академика А.В. Гапонова-Грехова Сергей, купив Волгу, разобрал ее всю на мелкие части, убедившись, что машина плохо собрана. Много не довинчено. Потом он снова собрал машину как надо и спокойно ездил на ней.

Свои Жигули я покупал в 1973 году иначе. Я тогда не мечтал о машине. У нас была лодка с мотором и этого летом было в то время достаточно. Но наш директор Мария Тихоновна Грехова считала иначе. Она считала, что мне нужна машина. Она – человек дела! Не стала тратить время на уговоры, а стала действовать. Приобрести машину в то время было непросто. В магазине была очередь на много лет.

Мария Тихоновна подала куда-то (не знаю куда) заявку на приобретение машины для меня. Эта заявка сработала примерно через год. Сижу в университете в качестве члена комиссии по приему дипломных работ студентов радиофака. Вдруг ко мне подходит секретарь декана. Она сообщила, что меня просит к телефону секретаь директора НИРФИ, в котором я тогда был заведующим отделом.

Звонила Мария Тихоновна, которая каким-то путем узнала, где я нахожусь. Она сообщила мне, что ее заявка на машину для меня сработала. Машина для меня выделена, и ее надо срочно купить и дала мне телефон, по которому мне расскажут, как это сделать.

Телефон оказался телефоном секретаря Обкома КПСС, с которым я был связан по моей научной работе. Он сообщил мне, что занимался машиной для меня и нашел хороший вариант. В город поступили Жигули последней модели, очень хорошие. Одна из самых лучших выделена для меня и надо ее срочно купить.

Я в то время этого не ожидал. Деньги на покупку машины у нас были. Жена уже давно мечтала о ней, так что огромный расход был согласован, а Нелечка занялась гаражом для машины. Ее хлопоты, благодаря ее широким связям с людьми, увенчались успехом. Но гараж в кооперативе далкео за городом в оврагах стоил очень дорого. Наших денег на машину и гараж для нее не хватало. В ход пошла пенсия моей мамы, которая уже давно жила с нами и пенсией не пользовалась. Поэтому у нее накопилсь сумма, которой нам хватило на все наши расходы.

Покупать машину я поехал со своим главным сотрудником Евгением Федоровичем Орловым, заправским автолюбителем, у которого была машина Запорожец. Я спросил его сможет ли он привезти Жигули в гараж. Он ответил, что водит Запорожец, так что жигули приведет запросто. Процедура покупки машины много времени не заняла, и мы поехали...

Машина при старте с места бешено ускорялась, так что меня вдавливало в сиденье, а при остановке так резко останавливалась, что я упирался носом в стекло. Евгений Федорович мне пояснил, что это следствие его привычки к Запорожцу, который, чтобы его разогнать или остановить, требует значительных усилий. Он применяет те же усилия и на Жигулях в силу привычки. Поэтому получается очень резкое ускорение и остановка машины.

Мы въехали во двор НИРФИ и в нем оставили машину. Она во дворе НИРФИ стояла год, пока мы с сыном не получили права. Но, получив права – это не значит научиться ездить на машине. Мы с сыном год ездили с сотрудником Института по городу, и он учил нас как надо ездить и благословил в самостоятельный путь.

Я ездил без нарушения правил. Мой вкладыш в права был чист, без единого прокола. .

И вдруг в Москве меня останавливает инспектор и, ни слова не говоря, замахивается компостером для прокола. Но, видя чистый вкладыш без единого прокола, инспектор остановился и не стал колоть, а объяснил, какое нарушение я сделал.

Нарушение я сделал за несколько кварталов до того места, где меня остановили. Нарушение, по словам инспектора, чрезвычайно серьезное. Я ехал по главной дороге, в которой три полосы движения в каждом направлении. В эту дорогу вливается второстепенная дорога однополосная. Я, будучи на главной дороге проехал перекресток дорог без остановки, не заметив знак, стоящий вне дороги «Проезд баз остановки запрещен». Но это Москва, по которой ездит крупное начальство, и поэтому в Москве особые правила езды. Оказывается второстепенная однополосная дорога – это Правительственная трасса, которая ведет на дачу Правительства СССР.

Инспектор отпустил меня без прокола, но предупредил, чтобы больше таких нарушений не допускал.

На Жигулях мы объехали всю страну. Были в Москве и в Ленинграде. Чтобы выехать из Ленинграда без проблем, я прошел пешком всю трассу от стоянки машины до выезда из города на Москву, чтобы уже не думать за рулем, куда надо ехать.

Ездили в основном вдвоем с женой. Она тоже получила права и с удовольствием управляла машиной. Ездила она быстро. И вот, когда она была за рулем по дороге из Москвы домой в Горький, у нас произошло приключение. Ничто не предвещало приключения. Дорога была пустая. Я, сидя в машине, думал, что мы приедем домой рано и соображал, чем мне заняться по приезду. Но приехали мы только на другой день вечером и заниматься надо было осмотром машины на яме в гараже.

Машина мчалась домой под управлением жены со скоростью 100 км в час. И вдруг она встала как вкопанная, и мотор заглох.

Осмотр показал, что машина на полном ходу врезалась в железяку, оставленную кем-то на дороге. Железяка так сильно врезалась в машину, что вынуть ее не удалось. Пришлось пилить ее напильником. Но железка была столь твердой, что трудно и медленно пилилась. Железка приподнимала передние колеса машины, так чо ехать на ней было нельзя.

Наконец, я выпилил железку. Мотор завелся, и мы поехали в ближайший город в авто мастерскую. Но она была уже закрыта и пришлось ждать до утра. В авто мастерской сделали, что надо, и мы уже медленно отправились домой.

Ездили и с Игорем - нашим сыном и его сестрой. Игорь хорошо водит машину и был за рулем. Он обгонял впереди идущую машину, которая тоже быстро ехала. Игорь выехал на встречную полосу, поравнялся с машиной, но та прибавила ход. Игорь тоже прибавил, но обогнать не удалось.

Вдруг из-за поворота навстречу нам мчится грузовик. Мы испугаться не успели, как он свернул с дроги и промчался мимо нас вне дороги, прыгая по кочкам. Если бы грузовик не сделал этот маневр, то нас уже не было бы в живых.

Наш Жигуленок был с норовом. Моя супруга, получив права, ездила лучше меня, отправлялась в самостоятельный путь без меня. Как-то раз, она возвратилась из такой поездки, не сумев заехать во двор. Она оставила машину на противоположной стороне улицы, сказав, что мотор заглох, и не заводится. Я выглянул в окно, и увидел нашу машину напротив нашего дома. Я был в это время очень занят, и вышел не сразу. Подошел к машине. Она сразу завелась, и я поставил ее во двор, а потом вечером поставил ее в гараж без проблем. В чем дело не поня. Почему машина у жены не заводилась, а у меня сразу завелась, я не понял.

Но это повторялось, и я понял, в чем дело. Жигули машина легкая на ходу и очень быстрая. Она любит быструю езду. Но ездить не всегда и не везде можно быстро. Уже тогда в городах были пробки. В пробке можно передвигаться только медленно. Этого наш Жигуль не выносил. Мотор перегревался и глох. Завести машину никаким образом было нельзя, пока мотор естественным путем не остынет. Иногда приходилось двигать машину в пробке руками, так как мотор не работал. Тоже самое приходилось делать в длинной очереди на заправку. Это иногда приходится делать, когда вдруг кончается бензин, а тут бензин есть, а машину надо толкать руками. Но с заправки надо выезжать, а мотор еще не остыл. Приходилось, отогнав машину в сторонку, идти гулять по городу на полчаса. После этого можно ехать, но от машины уже что-то отвинтили. Чаще всего пропадало наружное зеркальце заднего вида. То же было и у железнодорожных переездов, когда скапливалось много машин.

На станциях техобслуживания этот норов не устраняли, а только удивлялись ему и качали головами.

Был еще один забавный случай с той же машиной. Мы с Неличкой в путешествие на машине брали с собой байдарку. И вот подъезжаем к цепи озер. Выгружаем байдарку и все необходьмое для путешествия на байдарке по цепи озер. Машину я отогнал в город и поставил на платную стоянку. Вернулся на автобусе. Мы собрали байдарку и неделю объезжали живописные озера и ловили рыбу. Неличка любит это делать не меньше меня. Ее папа к этому приучил, когда она была маленькой девочкой. Он увозил ее с подругами на съедение комарам. Комары и девочки были в восторге.

Кончилось путешествие, и я поехал на автобусе за машиной. Вижу: вот она стоит. Сейчас подойду к ней, сяду и поеду к Неличке. Подошел. Ищу ключи от машины, и не нахожу. Вспомнил, что ключи от машины я не взял. Опять сажусь ждать автобуса, чтобы ехать за ключами от машины. Вот такое приключение у нас было с машиной. Неличка переволновалась. Тогда телефончиков еще не было.

Потом мне трудно стало ездить, и мы подарили свою Волгу Ниночке. Но Вовочка не лежал под ней, и она у них быстро вышла из строя.

Мой товарищ Евгений Федорович Орлов привез из заграничного плавания огромный лимузин Ford с автоматической коробкой передач. Очень интересная машина. В ней не надо при разгоне переключать передачи, машина делает это сама наилучшим образом. За рубежом много таких машин. Даже такой анекдот рассказывают. Наш парень попросил товарища отвезти его домой на его машине. Товарищ с удовольствием согласился, но не сумел, что было позором для него. Он иностранец, а как сел на место водителя, так увидел рычаг переключения передач, и не знал, что с этим рычагом делать. У них машины без этих рычагов.

КОНЕЦ