Его влияние на эффективность работы системы охлаждения двигателя
Мирон Семенов, фото автора
Этим материалом мы открываем серию публикаций, посвященных рабочей жидкости системы охлаждения моторов – антифризу. А начнем с того, что оригинальные охлаждающие жидкости (ОЖ) пропали вместе с ушедшими с российского рынка автомобильными брендами. Сборочные заводы, долгое время стоявшие «на паузе», закрылись, а фирменные сервисные центры автомобильных марок, чтобы выжить, перепрофилируются в мультибрендовые СТО.
В связи с этим у компаний, которые сегодня обслуживают сошедшие с гарантии грузовики и спецмашины силами собственных ремонтных подразделений, на повестку дня остро встал вопрос: какой антифриз залить в систему охлаждения их техники вместо оригинального? Если антифриз-аналог окажется неподходящим или некачественным, то это спровоцирует выход из строя ДВС.
Коррозия полостей рубашки охлаждения в блоке цилиндров из-за некачественного антифриза
Расходы на устранение неисправностей при нынешних ценах на запасные части будут достаточно большими. И оплачивать ремонт придется из собственного кармана.
Коррозия, вызванная некачественной охлаждающей жидкостью, поражает теплообменник, увеличивая риск утечки антифриза через брешь в его корпусе
Следовательно, всем, кто обслуживает технику самостоятельно, необходимо понимать, какие из предлагаемых на рынке охлаждающих жидкостей можно покупать смело, а какие лучше обходить стороной. Также важно знать, у кого покупать антифризы, чтобы не столкнуться с поддельной и контрафактной продукцией, которая наводнила рынок автокомпонентов.
Покупка у проверенной фирмы
Не важно, какого бренда приобретается антифриз, делать это необходимо в компаниях, которые давно работают на рынке запасных частей и дорожат своей репутацией. Их прайс сегодня нельзя назвать демократичным. Однако тому есть объективные причины. Основная – рост стоимости закупки товаров из-за границы. Они подорожали не только из-за коррекции стоимости валют, но и из-за увеличения транспортной составляющей. Путь следования товара от производителя к конечному потребителю удлинился. Значительно выросло число посредников в цепочках.
Кроме того, чтобы содержать штат квалифицированных сотрудников, склады, фирменные точки продаж, обеспечивать своевременную доставку запчастей и техническую поддержку покупателей, крупным фирмам приходится тратить на это немалые деньги. Они в виде наценки также входят в конечную стоимость товара. Работая с проверенными временем игроками рынка запасных частей, транспортные компании и эксплуатирующие организации защищают себя от контрафактных и поддельных антифризов и получают полную техническую поддержку. За это стоит и заплатить.
Коррозия места установки водяного насоса.
Как правило, в таких случаях его лопасти будут повреждены кавитацией
Поставка от завода
Если требуется купить большой объем антифриза одновременно, то в ряде случаев имеет смысл обратиться непосредственно в отдел сбыта завода-производителя. Здесь мы имеем в виду предприятия, которые работают на территории РФ. Справедливости ради отметим, что отечественные марки антифризов хорошо зарекомендовали себя в коммерческой технике. Не случайно продукция российских заводов поставлялась на сборочные предприятия зарубежных автопроизводителей, которые до недавнего времени работали на территории нашей страны.
Отечественные охлаждающие жидкости заливались, заливаются и будут заливаться в системы охлаждения двигателей автомобилей, сходящих с конвейеров российских автозаводов. Следовательно, говорить о том, что наши промышленники выпускают антифризы, в чем-то уступающие импортным, было бы неправильно и несправедливо. Это делает их приобретение весьма выгодным и разумным шагом.
Расширительные бачки грузовиков бескапотной компоновки могут быть выполнены из непрозрачного пластика. Для контроля уровня антифриза в них используются датчики
Не откроем секрета, сказав, что сегодня в России, несмотря на санкции, по оригинальной технологии и рецептуре производятся охлаждающие жидкости ряда известных зарубежных брендов. Следовательно, у транспортных компаний также сохраняется возможность не менять привычный им бренд охлаждающей жидкости на новый.
Тепловой режим мотора зависит не только от свойств рабочей жидкости, которая переносит тепловую энергию, но и от конструкции, а также состояния радиаторов, которые эту энергию рассеивают
Однако рассчитывать, что покупка ОЖ напрямую от завода окажется более выгодной, чем от официального дилера или представителя бренда в регионе, не стоит. Торговые организации, особенно если они оперируют большими объемами (крупный опт), имеют значительные скидки и могут формировать самую низкую конечную стоимость на продукцию в рознице. Кроме того, во многих случаях при покупке антифриза от завода покупателя перенаправят к одному из официальных представителей завода, который работает в нужном регионе.
Бизнесменам на заметку
А теперь информация для бизнесменов, которые расширяют свое дело, несмотря на санкции. Если у вас есть ремонтная зона, мощности которой достаточно для того, чтобы не только обслуживать собственный парк техники, но и принимать машины со стороны, заключите прямой договор с производителем антифриза и станьте официальным представителем бренда ОЖ в своем регионе.
У нас успешно осваивают выпуск охлаждающих жидкостей самых современных классов, имеющих актуальные допуски и соответствия.
Импортные грузовики можем обслуживать без проблем!
Тем самым вы сможете зарабатывать не только на сервисных услугах, но и на реализации оригинальной охлаждающей жидкости. В нынешней ситуации, когда рынок наводнен контрафактной и поддельной продукцией под известные бренды, это неплохой шанс занять место ушедших с рынка игроков и получить неплохую дополнительную прибыль.
Подделки предлагают фирмы-однодневки
А вот что точно не стоит сегодня делать, так это закупать товар у незнакомых фирм. Шанс купить у них поддельные охлаждающие жидкости очень высок. Для привлечения клиентов и быстрого сбыта партии товара фирмы-однодневки объявляют низкие цены. Основная легенда, которой они придерживаются, – реализация остатков фирменной оригинальной продукции перед ликвидацией компании. Но, посудите сами, за время действия санкций все остатки охлаждающих жидкостей уже давно были проданы. Даже теоретически их на рынке быть не может. Никто из продавцов не стал бы замораживать оборотные средства, так как это противоречит базовым принципам торговли.
Решит ли проблему параллельный импорт?
Теперь несколько слов о параллельном импорте, на который многие владельцы сервисных станций и транспортных компаний возлагают большие надежды. Поставка антифризов ушедших с российского рынка брендов из «дружественных» нам стран – это замечательно. Однако случаи, когда под видом оригинала к нам завозится «реплика», увы, имеют место быть. И сказать, что с этим явлением сегодня у нас умеют эффективно бороться, нельзя. Как минимум для защиты покупателя от подделок необходима полноценная работа службы технической поддержки от производителя. Однако таковой нет и в ближайшее время не предвидится.
Отложения на стенках расширительного бачка говорят о проблемах в системе охлаждения
Итак, делаем вывод: параллельный импорт, к великому сожалению, не может решить проблему автокомплектующих полностью. Следовательно, в текущей ситуации имеет смысл делать ставку на отечественные и локализованные в РФ бренды. Они сейчас занимают места ушедших западных компаний и, конкурируя между собой, формируют качественное предложение и привлекательные цены на свою продукцию. Кроме того, на территории России успешно осваивают выпуск охлаждающих жидкостей самых современных классов, имеющих актуальные допуски и соответствия. Следовательно, у такой продукции есть все шансы вытеснить импорт с внутреннего рынка.
От первого лица
Андрей Попов, генеральный директор сервисного центра «Грузовик сервис»
«Сход с линии грузовиков из-за выхода из строя агрегатов системы охлаждения и двигателей – явление, увы, нередкое. Главный виновник возникающих неисправностей – охлаждающая жидкость. Одни владельцы автомобилей не меняют ее в сроки, установленные регламентом технического обслуживания. Другие смешивают охлаждающие жидкости сторонних производителей, что приводит к возникновению химической реакции с выпадением осадка. Третьи применяют антифризы несоответствующего качества или вовсе поддельные охлаждающие жидкости.
Чаще всего антифриз низкого качества разъедает алюминиевые патрубки, корпуса теплообменников и радиаторы, приводит к разрушению крыльчаток водяных насосов или образованию сквозной коррозии гильз мокрого типа. В первых двух случаях происходит утечка охлаждающей жидкости. В третьем – снижение интенсивности циркуляции антифриза по системе и ухудшение охлаждения ДВС. В четвертом на заглушенном моторе охлаждающая жидкость попадает в цилиндры и затем в картер. Образующаяся в нем эмульсия не способна защитить мотор от износа.
Для того чтобы избежать покупки поддельного антифриза, нужно делать выбор из аналогов отечественного производства. Не открою секрета, сказав, что большое число охлаждающих жидкостей зарубежных брендов производится у нас в стране. Следовательно, на них и нужно делать ставку. Как минимум этим обезопасите себя от покупки контрафакта и гарантированно получите качественный продукт. Также всегда сможете воспользоваться технической поддержкой. Это может потребоваться при выборе ОЖ под конкретный грузовик или спецмашину.
Делать ставку на антифризы не известных ранее импортных брендов, которые сегодня приходят на наш рынок, нет смысла. Во-первых, про них известно очень мало. Статистики по их соответствию требованиям автопроизводителей и стабильности качества также нет. Следовательно, не стоит и рисковать».
От первого лица
Роман Сокуев, руководитель центра технических компетенций SINTEC Group
«Несмотря на санкции, на территории нашей страны производились и продолжают производиться охлаждающие жидкости отечественных и импортных брендов. Суммарной мощности заводов более чем достаточно для покрытия нужд российских транспортных компаний и эксплуатирующих организаций. Таким образом, никакого дефицита по антифризам нет и не будет.
В линейках охлаждающих жидкостей, доступных на нашем рынке сегодня, есть продукты, которые по своим свойствам и качествам полностью соответствуют требованиям ведущих мировых производителей коммерческой и специальной техники. Это означает, что по антифризам у нас практически 100%-ное импортозамещение.
Иностранные присадки, ранее широко используемые многими отечественными заводами, сегодня официально не поставляются в нашу страну. Стоимость поступающих по параллельному импорту очень высока. Возможности по поставкам с точки зрения объемов ограничены. Это приводит к существенному удорожанию конечного продукта и лишает его конкурентных преимуществ.
Многие производители охлаждающих жидкостей решили задачу замены импортного сырья и высокотехнологичных компонентов российскими и доступными сегодня зарубежными аналогами. Компания «ROLF», эксклюзивным партнером которой мы являемся, перешла на собственное производство присадок для антифризов вместо закупок готовых пакетов. На основе химических компонентов высокого качества изготавливаются пакеты присадок для охлаждающих жидкостей, способных пройти любые испытания и соответствовать требованиям ключевых производителей автомобильной и специальной техники.
К примеру, линейка ROLF ANTIFREEZE HD способна закрыть потребности в охлаждающей жидкости импортной коммерческой техники. Входящие в линейку ОЖ включают в себя как полностью готовые к использованию составы, так и концентраты, требующие разведения дистиллированной водой. Антифризы соответствуют требованиям производителей коммерческой и специальной техники, что позволяет заменить ими импортные аналоги без корректировки регламентных сроков службы».