Найти тему
Пилот параплана

Как приземлиться на ограниченную площадку. Часть 1.

Оглавление

Любой парапланерист сталкивается с проблемой захода на ограниченную площадку. Не все могут это сделать и попадают в неприятные ситуации. Тренировать точность можно в любом месте, но лучше это делать на большой и ничем не ограниченной площадке.

Правильный заход на точность - это не искусство, а один из самых необходимых навыков для любого пилота. Попасть в полосу - это главное для безопасной посадки. Параплан это не самолёт и для приземления ему нужно совсем немного места, но у него нет двигателя для ухода на второй круг, если посадка не задалась сразу.

Соревнования на точность приземления. Спортсмен должен попасть в круг диамертром 2 см.
Соревнования на точность приземления. Спортсмен должен попасть в круг диамертром 2 см.

Как строится заход.

Для начала нам необходимо оценить силу ветра. Все мы знаем, что у земли ветер всегда слабее чем на высоте: из-за трения о земную поверхность, воздух замедляется. С высотой ветер усиливается. Для правильного захода необходимо представлять себе, на сколько сильно это изменение.

Приземляемся всегда против ветра!

Чем больше препятствий на пути движения воздуха, тем сильнее трение, а значит - выше будет сдвиг приземного ветра.

Например, при заходе на плато на Юце при юго-юго-восточном ветре, наблюдается сильный сдвиг ветра. На высоте примерно 15-20 метров он стихает, не смотря на то, что выше сила ветра может быть до 8м/с. Крыло при этом резко разгоняется, и условия захода на посадку меняются. Происходит это из-за того, что само плато и деревья растущие на нём, создают зону затенения, в которой ветер перестаёт дуть. Рельеф, кусты, деревья и дома необходимо учитывать при заходе на посадку в любом месте. Даже стоящий большой автомобиль может создать зону турбулентности или затенения на посадке. При прохождении такого среза необходимо быть готовым к разгонному клевку параплана - приготовиться к компенсации клевантами, то есть держать их нагруженными, как обычно - на вес рук. Клевок происходи по причине того, что наше тело должно разогнаться до скорости крыла, истинная скорость которого остаётся неизменной и оно сильно обгоняет наше тело, у которого больше сопротивления и которому нужно получить энергию для разгона.

Над Юцой. Впереди поля. Это идеальное место для тренировки посадки на точность.
Над Юцой. Впереди поля. Это идеальное место для тренировки посадки на точность.

Конечно, необходимо выбрать место для посадки там, где как можно меньше помех перед вами. Например, за лесополосой или стоящим домом будет ротор, а в него попадать не стоит.

Так же необходимо помнить, что в горных ущельях при приближении к их дну, ветер будет усиливаться. Однажды мне пришлось строить заход на посадку спиной вперёд.

И так, вы выбрали посадочную площадку. Как на неё приземлиться? Для начала необходимо пройтись над ней и повернуть аппарат против ветра. Так вы поймёте, примерно с какого расстояния вам надо будет строить глиссаду. Дело в том, что если ветер будет равен скорости вашего параплана, то снижение у вас будет вертикальным и вы сразу окажетесь над площадкой приземления, на которую и будете снижаться. Следует помнить о градиенте ветра по высотам и строить заход на посадку, учитывая его.

Если скорость ветра сильнее чем скорость параплана, то вас будет сносить за пределы площадки спиной назад. В таком случае следует приготовиться к приземной турбулентности и удерживать параплан от сложений на малой высоте.

Но давайте рассмотрим заход на посадку в обычных условиях, когда параплан летит вперёд. Как уже я рассказывал у себя на канале, в статье о фиксации цели, пилот летит туда, куда смотрит. Значит, наша задача смотреть туда, куда мы хотим приземлиться. Но для попадания в площадку. например, 20Х20 метров этого мало.

Как я уже говорил выше, для правильного определения угла глиссады нам необходимо зайти над целью и определить силу ветра. Делать это надо на высоте чуть больше ста метров. На параплане эту высоту вы потеряете примерно за полторы минуты. Затем уходите на удаление по ветру и начинайте строить заход.

В штиль это удаление может быть больше, при ветре - меньше. Я рекомендую начинать построение захода с высоты ста метров и угла в 35-70 градусов над целью, в зависимости от силы ветра (при условии что ветер не сильнее 8м/c). Строить заход надо с небольшим перелётом, по мере снижения, этот перелёт уменьшается. На подходе к цели сбросить лишнюю высоту нетрудно, но если её мало, то набрать её будет невозможно и вы не долетите до площадки.

Схема построения глиссады.
Схема построения глиссады.

Клеванты должны быть немного зажаты, в зависимости от класса крыла, до 30% от хода. В этом положении у вас есть запас по планированию, как в большую, так и в меньшую сторону. Сбрасывание высоты начинаем восьмёрками, оставаясь на одном и том же расстоянии от цели. Во время каждого разворота вы должны визировать цель и оценивать изменение угла. Во время разворота вы смотрите на мишень. Если она она уходит под вас и угол между вами и ею увеличивается, значит вы её перелетаете. Если угол уменьшается, и она уходит вверх, значит вы не долетаете до неё.

Работа с крылом.

Для правильного захода на ограниченную площадку вам необходимо построить правильный угол глиссады. Для этого вы постоянно следите за целью. При потере высоты ваши повороты должны изменяться на более пологие, пока не перейдут в прямолинейную глиссаду. Во время каждого поворота в сторону цели вы должны немного протягивать в её сторону, чтобы увидеть, меняется ли угол захода на неё. Если угол не меняется, значит можно начинать строить глиссаду. Но необходимо при этом помнить о приземном градиенте ветра.

Если вы перелетаете, то вам необходимо уменьшить коэффициент планирования крыла. Вы должны немного подзажать клеванты (до половины хода). Если вы не долетаете, то наоборот - плавно отпустить их (во избежание клевка, который на время ухудшит ваш глайд).

Для того, чтобы правильно строить заход на посадку, необходимо знать длину хода клевант на вашем крыле, чтобы не сорвать его. Даже при отсутствии солнечного прогрева, в спокойную погоду есть приземная турбулентность. Это необходимо учитывать. Помимо наземной подготовки, точность приземления - показатель вашего умения владеть крылом.

Как и в любом деле, необходимо постоянно тренироваться для достижения совершенства. Тренируйте заход в цель во время каждого полёта. Возможно, что однажды это спасёт вам жизнь или здоровье.

Эта статья - мой дебют как автора технической статьи. Рассказы я писал и раньше. Если у вас есть замечания по статье - пишите в комментариях, буду благодарен. В одном из тематических чатов мой подписчик подкинул мне идею дополнения. Она на столько объемная по смыслу, что потянет и на новую статью. Я учёл некоторые замечания и немного исправил эту. Спасибо за то, что прочли сей труд)).