На днях писал про опции, наличие которых в бюджетной машинешке Сузуки Свифт повергло меня в ступор. Машина по европейским меркам недорогая, а там и ассистент удержания в полосе, и адаптивный круиз-контроль, и датчики контроля слепых зон имеются. Не машина, а просто космический корабль: сел за руль, настроил все и можешь вообще за руль не держаться — ты машине больше не нужен!
Все манипуляции она может проделать за тебя. Если авто спереди будет притормаживать, твоя машина тоже будет сбрасывать газ. Если дорога повернет вправо или влево, то покорные сервоприводы руля последуют за разметкой. Создается такое ощущение, что водитель становится каким-то атавизмом, который все меньше нужен "умному" автомобилю. А мне это не слишком нравится...
Создается такое впечатление, что не я управляю автомобилем, а автомобиль управляет мной. Я только задаю ему граничные условия, в рамках которых он должен действовать, а дальше он уже управляет ситуацией сам. Правда, как только ты немного даешь слабину, допустим, убрал руки с руля, чуткая электроника сразу же начинает верещать и требовать снова схватить баранку обеими руками да покрепче. Если этого не происходит, то в наказание водителю функция удержания в полосе отключается, и машина снова становится подвластной тому, кто сидит за рулем.
С одной стороны, от всех этих новомодных примочек одни плюсы. Вот заснул водитель за рулем в дальней дороге, и как только он руки с руля уберет, электроника пронзительным сигналом его разбудит. Не только разбудит, но еще и сама притормозит, чтобы ненароком не догнать впереди идущую фуру. В таком контексте электронные помощники могут быть полезны, но есть и обратная сторона медали...
Иногда та же функция удержания в полосе, которая однажды может спасти водителю жизнь, ему же мешает. Допустим, вы едете по правой полосе, а слева несется какой-нибудь лихач. Логичной реакцией на это было бы небольшое смешение вправо в пределах своей полосы, чтобы гонщик случайно не задел крыло или зеркало заднего вида вашей машины на большой скорости.
Но ассистент удержания в полосе уже "приклеился" датчиком к левой линии разметки, поэтому вырвать у него руль будет весьма непросто. При отключенной опции или вовсе ее отсутствии хватило бы отклонения руля на пару градусов, чтобы машина перестроилась чуть правее. Но с включенным ассистентом придется поворачивать руль на больший градус, чтобы электроника поняла, что задумал водитель.
Это всего лишь один маленький пример, но он очень показателен. Или вот еще один: поворот руля, когда машина стоит на светофоре. Старт-стоп заглушил мотор, дабы сэкономить лишние пятьдесят грамм топлива, соответственно усилитель рулевого управления тоже перестал работать.
Выкрутить руль на стоячей машине не представляется никакой возможности, а это бывает необходимо сделать в некоторых дорожных ситуациях. Как только нажмешь на педаль сцепления, двигатель сразу же запустится, и усилитель начнет работать, но все равно опция работает в этом плане не слишком удобно.
Поездив на машине со всеми этими "умными" опциями, я с большим облегчением пересел обратно за руль Террано и Матиза. В качестве развлечения на несколько дней все эти опции подходят отлично, но нужны ли они при эксплуатации авто постоянно — большой вопрос. Особенно учитывая, что живем мы в России, и зимой у нас даже линии разметки в большинстве случаев не видны из-под снега.
А как вы относитесь ко всем электронным помощникам в авто? Какие из них считаете полезными, а какие — пустой тратой денег?