Здравствуйте
Теория, такая теория... Куда от нее денешься? Я уже сказал, что
тема, проблема и идея неразрывно связаны между собой. Многие писатели до написания рассказа обозначают для себя ту область, сферу жизни, о которой хотят рассказать (тема), продумывают главное событие (микротема), ставят задачу (проблема), прикидывают возможный способ ее решения (идея) и свое отношение ко всему (авторская позиция, оценка).
Будем потихоньку переходить от теории к практике. И начну я с ошибок при определении темы и проблемы.
I. ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ТЕМЫ
Обозначить тему, микротемы просто – достаточно прочитать текст. Правда, ошибки тут тоже случаются.
► Писатель «запихивает» в рассказ кучу микротем, пытается рассмотреть общую тему с разных сторон. В результате материала у него на многотемный, моногопроблемный, многоидейный роман тома на три, а рассказ не получился. Рассказ – малая форма, информация в нем должна быть умело дозирована.
► Писатель смешивает темы, например, «Космос и любовь», и сам не понимает, какая из них у него главная. В результате, что-то остается «недотянутым». Вдумчивый читатель скажет: «А где любовь-то? Ну, обнял капитан звездолета героиню пару раз, а что дальше?» или «Автор, перенесем вашу историю со звездолета в земной отель – ничего не поменяется. Зачем вы героев в космос отправили?»
► Тема заявлена одна, а рассказывается другая история. Такое часто бывает на конкурсах. Например, был у нас конкурс «Необычный друг», и были рассказы, под которыми комментаторы писали: «Друг есть, а необычности у него нет».
► Подгон или подмена темы. Например, в моде мистические темы, автор считает, что и он может написать такое. А тема определяет жанр, а у жанра есть свои законы… Писатель же подгоняет историю при помощи ключевых слов, а не законов жанра, или же подменяет ее на другую, искажает. Я вспомнил милый рассказ, в котором бабушки-призраки помогали девушке-квартиросъемщице сохранить любовь и семью. Зачем они это делали? Почему? Чем завершилась их история? Мистика благополучно забыта, но она была настолько сильной в самом начале, что на фоне и история любви тоже получилась не ахти.
II. ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОБЛЕМЫ
С проблемой сложнее. Во-первых, тема лишь обозначает проблему, но не раскрывает ее. Во-вторых, потому что вопросов может быть много, и из них нужно вычленить главный (основной). Прочитать текст, выделить абзацы с проблемой, конфликтом и сформулировать в виде вопроса (выделить самый главный, если их несколько). А вообще хорошо бы продумать проблему заранее. Кстати, это помогает избежать ошибок.
► Слишком много проблем в рассказе. По-любому что-то останется незавершенным.
► Незначительность проблемы. «Что сказала Маша Васе?» – такая вряд кого-то заинтересует.
► Упор на специфическую проблему. Например, научная – в художественном произведении воплотить ее очень трудно, потому что на первом месте – человек, его отношения. Однако Sci-fi – популярный жанр. А вот как раскрыть научную идею, связав ее с человеком – стоит поучиться у мастеров жанра, например, у Станислава Лема.
► Абсурдная проблема. «Почему, почему «му» кончается на «у»?» – потому что гладиолус.
III. КАК СВЯЗАНЫ ТЕМА, ПРОБЛЕМА, ИДЕЯ
Предлагаю вам немного повеселиться, но и поучиться. Представьте, что идет конкурсов рассказов по картине В.В. Пукирева «Неравный брак», которую я сделал «обложкой» статьи. Понятно, что по заявленной теме будут самые разные произведения. Посмотрим хотя бы на четыре.
Наши придуманные писатели дали названия рассказам, ориентируясь на микротему.
1. Итак, Семен Рублев, рассказ «Расчет». Он сделал героиней невесту, которая ради денег и любви прикончила мужа и поплатилась за это. Проблема – к чему приведет такой поступок? – раскрыта идеей наказания. Авторская позиция негативна к поступку: даже из-за любви нельзя совершать зло, стать счастливой в этом случае невозможно. Имеет он право? Конечно. (Напоминает «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова).
2. Ксения Поцелуева, рассказ «Дуэль». Здесь тоже микротема связана с любовью (оно и понятно), однако попытка Власа – отстоять любовь – по мнению Насти слишком жестока. Ей жалко мужа, который теперь, вероятно, калека. Проблема заключена в результате дуэли. Писательница же выражает сомнение в решении Насти. Хорошо ли, когда несчастливы все? (Отголоски «Евгения Онегина» А. Пушкина).
3. Михаил Лысов, рассказ «Спаситель». Героем выбран жених. Проблема – может ли неравный брак стать счастливым? – связана с благородным поступком героя. Авторская позиция: не может, если благородство скрытое, невеста ничего не знает. Жених по своим причинам не сообщил Насте о том, что ее ждет. Она отравилась. («Граф Монте-Кристо» А. Дюма вкупе с «Ромео и Джульеттой» Шекспира»).
4. Ульяна Тварева, рассказ «Мачеха». И снова в основе – тема любви. Проблема – почему Настя согласилась на неравный брак? – раскрывается в идее защиты Власа. Авторская позиция в том, то есть вещи сильнее любви. Узнав о благородном поступке Пращурова, Настя остается с ним, и писательница это одобряет. (Тут снова Пушкин и что-то от «Грозы» Н. Островского).
Все наши писатели в общей теме нашли свою микротему, она "потянула" за собой проблемы-вопрос, и в рассказе есть идея-ответ на этот вопрос.
Ужасно интересно, какой из этих рассказов вы бы прочитали, зная уже проблему и идею?
Дальше я покажу мини-инструкцию определения идеи - всего 5 шагов, расскажу о возможных ошибках. Но... Я буду приводить примеры из конкретного рассказа "Наследники" - загружу его следующим. Было бы хорошо, если бы вы успели его послушать. Это не займет много времени, он короткий, зато инструкция станет понятнее.
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература