Взглянув на девушку, король скривился. «Нужно покороче», - произнес он. Но Йозеф Карл настаивал: все сделано в лучшем виде. И красавица выглядит просто бесподобно. Когда государь напомнил, что именно он оплачивает работу (и даже слишком щедро), художнику пришлось уступить. Спорная шея не стоила того, чтобы потерять выгодный заказ.
Как известно, у человека имеется всего 7 шейных позвонков. Но, глядя на Августу Штробль, можно было подумать, что у неё их несколько больше. Баварская красавица стала обладательницей изящной лебединой шеи. Учитывая, что в моде были платья, открывающие плечи, Августа на любом торжестве могла продемонстрировать эту свою особенность. И вызывала восхищенные взгляды! Одни сравнивали её с античной статуей, другим она напоминала музу Боттичелли… Отец, главный счетовод короля Людвига I, был доволен: есть шанс, что очаровательная дочь сделает хорошую партию.
Баварский король славился своим особым отношением к красоте. Он ценил ярких женщин. Оказывал им знаки внимания, дарил подарки, а самых удивительных красавиц просил посетить придворного живописца, Йозефа Карла Штилера. Тот писал изумительные женские портреты, которые пополняли королевскую коллекцию. Людвиг I однажды изрёк:
«Я хочу собрать галерею образов, которые станут прославлять в веках. Меня не интересует знатность. Пусть это будут портреты самых разных женщин. Единственное, что будет их объединять – это безукоризненная красота».
Дочь бухгалтера, выросшая подле дворца, Августа Штробль тоже удостоилась редкой чести. В конце осени 1826 года, когда девушке исполнилось девятнадцать лет, её пригласили в мастерскую художника. К Рождеству работа была завершена, и Штилер, абсолютно уверенный в своей победе, принёс полотно к государю.
Но Людвиг скривился. Та самая длинная шея Августы, которой пели дифирамбы в Мюнхене, на картине выглядела… нарочитой. Неестественной! Казалось, что художник, следуя какому-то собственному замыслу, намеренно исказил пропорции. Заикнувшись об этом, король услышал горячие возражения мастера: нет-нет, он сделал в точности, как было на самом деле! В любой момент можно пригласить фрёйлен Штробль и сравнить оригинал с полотном.
«Пригласите», - согласился Людвиг Баварский.
Следующим утром король, художник, королева Тереза Шарлотта и старший принц Максимилиан придирчиво разглядывали портрет Августы. Оригинал, потупив взор, стоял поблизости. Девушке её собственное изображение показалось таким реальным, что она даже вскрикнула – казалось, картина вот-вот заговорит. Она была как живая, почти тёплая на ощупь. И удивительно красивая! Августа не решалась признаться, что Йозеф Карл её чуть-чуть приукрасил.
И хотя все вокруг твердили, что Штилер в точности выполнил заказ, король был непреклонен: шею нужно укоротить. Настоящая Августа, конечно, хороша. Но её воплощение на холсте будут обязательно критиковать! Дескать, не бывает такой длинной шеи! А потом подвергнут сомнению все прочие картины в королевской галерее. И тогда пойдут разговоры, что Людвиг I окружил себя подделками. Нет, такого допустить нельзя...
Вздыхая, Штилер согласился, что в словах короля есть рациональное зерно. Это он видел Августу вживую, а другим ничего не докажешь. Да ещё столетия спустя! И потому он взял слово с юной Штробль, что она снова посетит его мастерскую. Вторая картина была закончена в январе 1827 года - мастер работал быстро.
И теперь государь довольно улыбался. Штилер попросил Августу сесть чуть по-другому. Вдобавок, её шею украсила массивная золотая цепь, которая слегка отвлекала внимание. И лебединую особенность прекрасной юной особы все-таки сократили.
Король отблагодарил Августу, что пошла навстречу его капризу. Он добавил к её приданому изрядную сумму, и в 1831 году девушка вышла замуж по любви – за королевского лесника, Гильбера фон Эргольдсбаха. У пары родились пятеро детей, и в красивом двухэтажном доме этой семьи на видном месте долгое время висел тот самый первый портрет Августы. Впоследствии потомки продали эту картину, и она ещё не раз меняла владельцев, пока в 1976 году не обосновалась в Мюнхенской резиденции, где она, собственно, и "появилась на свет". А второй, «одобренный» портрет, так и остался у короля.
Известно, что Людвиг неоднократно приезжал в гости к лесничему, и даже выступил крёстным одного из детей. Августы не стало в 1871 году. Её прекрасная спорная шея, согласно её последней просьбе, была укутана в тончайший шёлковый платок с маленькой серебряной брошью в виде лебедя. То был свадебный подарок от художника.
#наука #история #короли #семейные отношения #женщины #биографии
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!
Лайки помогают развитию канала!