«Пусть зрители играют в Бога» — говорил Альфред Хичкок, делясь основами приема саспенса.
Если вы думаете, что саспенсу место только в триллерах, ужастиках и научной фантастике — вы ошибаетесь. Этот прием отлично подойдет и для романтической комедии, драмеди и любого другого жанра. Чем быстрее вы научитесь его применять, тем больше шансов, что ваш сценарий выстрелит.
Типы саспенса
Саспенс – это не про крики, метания и нагнетающую обстановку. Это про то, как правильно провоцировать и вовлекать аудиторию.
Этот прием поможет удержать внимание зрителя, сделать так, чтобы зритель сильнее сопереживал герою и буквально, льнул к экрану, следя, как развиваются события и нервно подергивая глазом от собственного бессилия и невозможности герою помочь.
Выделяется 2 основных типа саспенса:
· Открытый саспенс — когда зритель знает, что герою грозит опасность и откуда она придет, а герой об этом не подозревает.
· Закрытый саспенс — когда и герой и зритель знают об опасности, но не знают, откуда она придет.
Именно этого достигает сценарист, когда делится со зрителем секретом и начинает создавать саспенс. Зритель все знает, но никак не может вмешаться в события, ему остается лишь наблюдать за ними и надеется на благополучную концовку. При этом, секрет может быть любым: убийца за углом, скрытая беременность, проникновение в частную собственность и так далее.
Теперь понимаете, почему прием можно использовать в любом жанре?
Как развивать саспенс?
· Пусть все будет в тайне
Создавайте ситуацию за ситуацией, когда секрет (убийца, гоняющийся за героем, рак, скрываемый от мужа, воровство и т.д.) вот-вот будет раскрыт, это вопрос одной детали —поворота головы человека, смс-ки на экране телефона, звонка в дверь. Когда этот критический момент настает, сделайте так, чтобы секрет пока оставался в тайне.
Так, оттягивая момент, вы не только увеличиваете напряжение, но и увеличиваете рефлексию зрителя к герою, сближаете их, поскольку зритель все сильнее сопереживает.
· Дразните зрителя!
Саспенс — прием, который должен развиваться медленно, сюжет стремится к моменту, в котором секрет раскрывается и совершается кульминационное действие, но момент этот никак не наступает. Чтобы удержать зрителя, вы должны хорошенько подразнить его, затянуть интригу, чтобы прием состоялся.
· Играйте на зависимости
Отнеситесь к нему как к игроку и адреналинщику, ваша задача —сформировать у зрителя зависимость от вашего фильма, подсадить его. В конце концов, большинство из нас ходит в кино развлекаться.
· Изучайте референсы
Если вы думаете, что такой прием сразу надоест, вспомните как устроены американские горки, фильмы Хичкока, сериал «Декстер», механику игр и игровых автоматов.
Существуют даже исследования на эту тему. В азартных играх этот феномен называют «Чуть промахнулся».
Когда игрок видит на слоте, что содрал три лимона, но через секунду третий лимон проскальзывает на окошко ниже, игрок с одной стороны испытывает разочарование, а с другой уверенность, что вот сейчас он точно победит. Всем знакомо, правда? Вспомните, когда вы сами сталкивались с этим феноменом, что вы чувствовали? Ваша задача, передать это чувство зрителю.
Больше материалов:
Базовый курс сценаристов студии Снегири
Как написать короткометражный фильм?
Материал студии Снегири.
#кино #сценарист #писательское мастерство #режиссер #искусство