Найти в Дзене
Блог студии Снегири

Саспенс в кино

Оглавление

«Пусть зрители играют в Бога» говорил Альфред Хичкок, делясь основами приема саспенса.

Если вы думаете, что саспенсу место только в триллерах, ужастиках и научной фантастике — вы ошибаетесь. Этот прием отлично подойдет и для романтической комедии, драмеди и любого другого жанра. Чем быстрее вы научитесь его применять, тем больше шансов, что ваш сценарий выстрелит.

Основной инстинкт (1992)
Основной инстинкт (1992)

Типы саспенса

Саспенс – это не про крики, метания и нагнетающую обстановку. Это про то, как правильно провоцировать и вовлекать аудиторию.

Этот прием поможет удержать внимание зрителя, сделать так, чтобы зритель сильнее сопереживал герою и буквально, льнул к экрану, следя, как развиваются события и нервно подергивая глазом от собственного бессилия и невозможности герою помочь.

Выделяется 2 основных типа саспенса:

· Открытый саспенс — когда зритель знает, что герою грозит опасность и откуда она придет, а герой об этом не подозревает.

· Закрытый саспенс — когда и герой и зритель знают об опасности, но не знают, откуда она придет.

Именно этого достигает сценарист, когда делится со зрителем секретом и начинает создавать саспенс. Зритель все знает, но никак не может вмешаться в события, ему остается лишь наблюдать за ними и надеется на благополучную концовку. При этом, секрет может быть любым: убийца за углом, скрытая беременность, проникновение в частную собственность и так далее.

Теперь понимаете, почему прием можно использовать в любом жанре?

Как развивать саспенс?

Кошмар на улице вязов (1984)
Кошмар на улице вязов (1984)

· Пусть все будет в тайне

Создавайте ситуацию за ситуацией, когда секрет (убийца, гоняющийся за героем, рак, скрываемый от мужа, воровство и т.д.) вот-вот будет раскрыт, это вопрос одной детали —поворота головы человека, смс-ки на экране телефона, звонка в дверь. Когда этот критический момент настает, сделайте так, чтобы секрет пока оставался в тайне.

Так, оттягивая момент, вы не только увеличиваете напряжение, но и увеличиваете рефлексию зрителя к герою, сближаете их, поскольку зритель все сильнее сопереживает.

· Дразните зрителя!

Саспенс — прием, который должен развиваться медленно, сюжет стремится к моменту, в котором секрет раскрывается и совершается кульминационное действие, но момент этот никак не наступает. Чтобы удержать зрителя, вы должны хорошенько подразнить его, затянуть интригу, чтобы прием состоялся.

· Играйте на зависимости

Отнеситесь к нему как к игроку и адреналинщику, ваша задача —сформировать у зрителя зависимость от вашего фильма, подсадить его. В конце концов, большинство из нас ходит в кино развлекаться.

· Изучайте референсы

Если вы думаете, что такой прием сразу надоест, вспомните как устроены американские горки, фильмы Хичкока, сериал «Декстер», механику игр и игровых автоматов.

Существуют даже исследования на эту тему. В азартных играх этот феномен называют «Чуть промахнулся».

Молчание ягнят (1991)
Молчание ягнят (1991)

Когда игрок видит на слоте, что содрал три лимона, но через секунду третий лимон проскальзывает на окошко ниже, игрок с одной стороны испытывает разочарование, а с другой уверенность, что вот сейчас он точно победит. Всем знакомо, правда? Вспомните, когда вы сами сталкивались с этим феноменом, что вы чувствовали? Ваша задача, передать это чувство зрителю.

Больше материалов:

Как продать свой сценарий?

Базовый курс сценаристов студии Снегири

Как написать короткометражный фильм?

Как придумать историю?

Материал студии Снегири.

#кино #сценарист #писательское мастерство #режиссер #искусство