Найти в Дзене
Минская правда | МЛЫН.BY

История человека, проехавшего тысячи км на «Запорожце» и создавшем эксклюзивный туристический «ЗАЗ»

Оглавление

Александр Жос — украинец из Запорожья, его семья жила в Крыму, в городе Щелкино. Здесь шло строительство Крымской атомной электростанции, которое было прекращено из-за аварии на Чернобыльской АЭС. По этой причине город стал постепенно терять свою привлекательность, из-за отсутствия работы, отопления, люди начали разъезжаться в поисках лучшей жизни. В 1999 году Александр со своей семьей вынужден был покинуть Украину и выбрал Беларусь. Александр проехал десятки тысяч километров на «Запорожце» и создал эксклюзивный туристический «ЗАЗ». Об этом и не только — в интервью МЛЫН.BY.

-2

Здравствуй, Беларусь

— Наша дочь Оля в то время была школьницей,  и на уроках она сидела в шубке, шапке, одной ручкой в варежке прикрывала носик, а второй ручкой, уже без варежки, держала ручку, чтобы писать, — рассказывает Светлана, супруга Александра.

В ноябре 1999 года наши герои были вынуждены покинуть Украину. Светлана — белоруска, родом из Шарковщины (Витебская область), а ранее  в Беларусь переехали близкие друзья семьи.

Светлана и Александр с дочкой выбрали поселок Дружный (Минская область, Пуховичский район).

Рабочий пони — ЗАЗ-965

-3

— Еще в Украине я работал в фирме, занимавшейся производством металлических дверей, которые мы доставляли заказчикам на прикрепленном к крыше багажнике горбатого «Запорожца». Надо сказать, в те времена металлические двери были весьма увесистыми, не то что сейчас. Такую дверь можно было поднять только вчетвером, — рассказывает Александр.

Теперь предлагаю включить воображение и представить, как четверо крепких мужчин кладут металлическую дверь на багажник горбатого «Запорожца», загружают в автомобиль сварочный аппарат, перфоратор и прочие необходимые инструменты, сами садятся в него и едут по городу. Просто шикарная картинка для кино! Не правда ли?

— Многие приезжие подходили и говорили: «Сколько лет езжу к вам в Щелкино отдыхать, вижу этот "Запорожец" и думаю — ну надо же, какая крепкая машина! — с улыбкой повествует Александр. — Со временем желтый рабочий ЗАЗ- 965 стал семейным, мы на нем выезжали на природу, к морю.

После переезда семьи в Беларусь горбатенький, оставшись в Щелкино, попал в хорошие руки, его восстановили и сейчас он не желтый, а синий, чувствует себя прекрасно.

Как все начиналось

-4
-5

— После переезда в Беларусь нужен был автомобиль, чтобы возить картошку из деревни. Тогда был приобретен «Запорожец-968 М» камышового цвета (в народе так называемая «мыльница») за 50$, как самый бюджетный вариант. Этот «ЗАЗ» продавали знакомые, хотели на вырученные деньги купить сыну скрипку. Любопытно то, что первым владельцем этого автомобиля был ведущий радио.

В одной из поездок к родителям в Украину Александр узнает, что в Киеве есть клуб любителей «ЗАЗов», и решает найти единомышленников в Беларуси. Оказывается, такой клуб существовал, но развалился. Александру удалось  отыскать нескольких бывших его участников, и совместно они решили возродить клуб.

-6
-7
-8
-9

— 2010-й можно считать годом рождения неформального клуба «ЗАЗ-гараж», который объединяет фанатов марки «ЗАЗ», людей увлеченных, владельцев «Запорожцев» разных модификаций. Мы обмениваемся опытом, оказываем друг другу поддержку в вопросах приобретения, реставрации и эксплуатации классических автомобилей легендарной марки «ЗАЗ», выпускавшихся в СССР с 1960 года. Найти нас очень просто через сайт 3a3.by в интернете, — резюмирует Александр.

— Расскажите, что интересного происходило за эти годы в жизни клуба?

— Ежегодно мы проводим ЗАЗ-слеты, встречались, катались, общались. Со временем у меня родилась идея организовать любительские ралли «Сезон» для владельцев советских автомобилей. Первый «Сезон» прошел в 2012 году, считаю — успешно, в четырех этапах приняли участие порядка 30 автомобилей «Запорожец», «Москвич», «Волга». Захотелось добавить что-то полезное — появились такие задания, как: тушение горящего автомобиля, маневрирование, медицинская помощь и Правила дорожного движения. Что давало возможность участникам развивать навыки и расширять свои знания, — продолжает Александр. — На ралли приезжал знаменитый Сергей Овчинников — руководитель школы контраварийного вождения, который делился мастерством вождения. Также принимали участие в обучении Мария и Павел Вашкевичи, преподаватели той же школы. Приезжала и всем известная команда МАЗа на своем спортивном автомобиле.

От автора: Как человек участвовавший в ралли «Сезон», выражаю огромную благодарность Александру Жосу. За уроки по мастерству вождения, маневрирования и даже с завязанными глазами. За исключительно позитивные впечатления, возможность взаимодействовать с единомышленниками. И, конечно же, за адреналин. А еще мы с друзьями не теряем надежды, что ралли «Сезон» обязательно возродится благодаря нашему герою.

Путешествия и ралли

-10
-11
-12

С дочерью Ольгой – 1 место в Олдкарленд.
С дочерью Ольгой – 1 место в Олдкарленд.
-14
-15

Единомышленников он нашел не только в Беларуси. Александр с дочерью Ольгой стали постоянными участниками многочисленных любительских ралли: «Золотая подкова» (Украина), ралли «Ленинград» (Россия), зимние ЗАЗ-гонки (Россия), международные «Звездные ралли» (Украина), ежегодный «ЗАЗ-слет» (Украина), выставку ретроавтомобилей в Киеве «Олдкарленд», бывали в Карпатах (Karpaty Fest).

Участвовали и побеждали в «Олдтаймер-ралли». Изрядно поездили по Беларуси, участвуя в автопробегах, например, «Берестейский тракт» (Брест), выставках: «Планета железяка» (Брест), «Сандэй» (Гродно), ралли «Августовский канал». И это еще не все… Бывало, за сезон ездили на три-четыре мероприятия. В ралли и автопробегах Александр участвовал со своей дочкой Ольгой и другом Анатолием Масловым. Отца и дочь неоднократно приглашали судействовать в многочисленных ралли как в Беларуси, так и в ближнем зарубежье.

Ралли Пекин — Париж. Маршрут в 16 000 километров

-16

С Анатолием Масловым.
С Анатолием Масловым.

На «Запорожце» (ЗАЗ-966 1969 года) друга Анатолия Маслова участвовали вне зачета из-за отсутствия денег на взнос, который составлял 40 тысяч фунтов стерлингов ($53 457 — Прим. Ред.). Проехали тот же маршрут, что и официальные участники ралли Пекин — Париж.  «ЗАЗ» доставлялся автовозом до Иркутска, далее своим ходом до границы Монголии с Китаем, с этого места отправились по маршруту ралли в Париж. Организаторы гонки знали о том, что команда из Беларуси будет участвовать вне зачета, и дали команде дорожную книгу с маршрутом. С собой у друзей были самовар на дровах, тушенка, сухие супы, каши и пр.

— Не обошлось без приключений, — делится собеседник. — В ралли всегда накануне производится проверка маршрута на изменение дорожных условий. Маршрут, проходивший через горы, организаторы решили изменить на более легкий, но об этом не уведомили нас, ведь мы ехали вне зачета, мы поехали по маршруту, прописанному в дорожной книге. Дорога оказалась в ужасном состоянии, там, где должен был стоять бивак, никого не нашли — вокруг только горы и степь. Переночевали, осмотрелись, позавтракали и поехали дальше. Догнали официальную группу, чему все были удивлены, подходили к нам, одобрительно говорили: «Рашэн Порше гуд!»

Я доехал с Анатолием до границы с Европой, но из-за отсутствия визы меня сменил наш товарищ Павел Короткин. До Парижа доехали ночью из-за поломки. Но доехали. Это наш ответ тем, кто говорит: «Запорожец» не машина и на нем никуда не доехать. Мы проехали 16 000 километров.

Модернизация Зёмы — туристического автомобиля для путешествий

-18
-19
-20
-21
-22
-23
-24
-25
-26
-27
-28
-29

«Зёма» ЗАЗ-968 М (1993 года) — нынешняя машина семьи — был приобретен в 2008 году. И вполне логично Александр решил модернизировать автомобиль в туристический, ведь он так много путешествует. Все идеи и создание агрегатов, устанавливающихся на автомобиль, принадлежат ему.

— Александр, что такого необычного вы устанавливаете на свой автомобиль перед дальними путешествиями?

— Ручная лебедка, капот со столом для приготовления пищи, умывальник, гриль, работающий от тепла двигателя, газовая плитка, палатка (на основе раскладушки), багажник на специально изготовленном креплении, баки для холодной и горячей воды (вода нагревается за счет температуры  масла, поступающего через масляный радиатор, спираль  проходит через баллон, охлаждая масло и подогревая воду), компрессор для нагнетания воды в шланг для душа, в будущем будут добавлены печка для обогрева палатки и газовый чайник, уточняет Александр и  продолжает перечислять. — Стол обеденный с шуфлядками, который может перевоплощаться в подкат для ремонта автомобиля, крепления для транспортировки велосипеда, фаркоп, удлинитель дышла для транспортировки автомобиля при поломках, дополнительные фары и спортивные защелки капота.

Как все это устанавливается на «Запорожец» — смотрите в нашем видео.

Он живет километрами

Александр Жос один из тех немногих, о ком можно сказать: он живет километрами, а не квадратными метрами. Ведь человек путешествует постоянно и не только для своего удовольствия, он волонтер,  помогает ребятам-инвалидам из сообщества «Дружба на колесах» путешествовать несмотря на сложности с передвижением (об этом мы писали ранее).

-30
-31

Он любит проселочные дороги, выбирает уединенные места, где нет туристов. И на своем примере показывает: не обязательно иметь дорогой автомобиль, можно путешествовать даже на «Запорожце».

— Если у вас есть желание, цель — не сидите дома, отправляйтесь в путь, туда, куда вам хочется! — напутствует путешественник.

-32
-33

У него тоже есть мечта — совершить кругосветку на «ЗАЗе», где ему пригодится тот огромный опыт, который он приобрел в своих многочисленных путешествиях.

Автор статьи: Светлана Курейчик

Автор фото: Светлана Курейчик

Автор видео: Светлана Курейчик

Авто
5,66 млн интересуются