Найти тему
Puerrtto

Авиабилеты за 39 евро и я не знаю, стоит ли рискнуть?

Вопрос к знатокам сферы авиации. В Армении появилась новая авиакомпания FlyOne и предлагает на первых порах билеты от 39 евро в одну сторону. Направлений много, в первую очередь Россия, но также есть Тель-Авив, Тегеран, Кишинев и Стамбул. Вначале я обрадовался, поскольку тарифы хорошие, а если взять Тель-Авив из Еревана, то цена 39 евро и вовсе вне конкуренции. Обычно это направление стоит от 120 евро в одну сторону с пересадкой в Киеве или Афинах.

Но несколько моментов меня смутили. И даже не тот факт, что компания молдавская и там же и базируется и что в Молдавии давно нет ни авиации, ни достаточно профессиональных кадров, ни необходимой инфраструктуры обслуживания. И даже не тот факт, что средний возраст самолетов 15-20 лет. Нет, не это. В конце-концов, обслуживаться самолеты могут и в Европе например и для самолета такой возраст хотя и “пограничный”, но еще терпимый.

Смутило другое. У компании всего 5 самолетов суммарно, на Молдавию и Армению. Причем, из каждой из этих стран они планируют выполнять десятки авиарейсов. Десять направлений из Еревана и еще больше, 12-15 (информация в СМИ разная) из Кишинева. То есть 5 самолетов будут обслуживать примерно 20-25 направлений с хабами в двух разных странах. Чтобы маршрутная сетка работала четко и по расписанию, эти самолеты должны летать попросту беспрерывно, никогда не ломаясь. И если задержка, то начинает “cыпаться” все расписание целиком. Поскольку заменить задержавшийся рейс нечем. Допустим, рейс возвращающийся из Анталии в Кишинев задержался на сутки в связи с поломкой. А он должен успеть отвезти молдаван назад в Кишинев, а затем быстро лететь в Ереван, чтобы оттуда забрать пассажиров в Тель-Авив. Таким образом, не улетят не только молдаване из Анталии в Кишинев, но и также армяне из Еревана в Тель-Авив, а также те, кто в Тель-Авиве ждут рейс в Ереван.

Поломки самолетов и отмены рейсов случаются в любой авиакомпании, но я не уверен, что маленькая компания родом из бедненькой Молдавии оперативно обеспечит отелем и питанием пассажиров, которые могут в случае задержки застрять сразу в 3-4 городах. Это сотни человек, а издержки будут на многие десятки тысяч долларов только за одну задержку рейса.

Добавим ко всему перечисленному коронавирусные ограничения, которые постоянно меняются, создавая любой авиакомпании огромные проблемы. Если вы огромная компания вроде Ryanair с сотнями самолетов и миллиардными оборотами, плюс со своей технической базой – кое-как можно “крутиться”. Но когда вы маленькая авиакомпания со старенькими самолетами взятыми в лизинг, компания полностью зависящая от многочисленных партнеров, компания которая не сможет оперативно решать логистические задачи? Вопрос остается открытым.

Скажу вам так, что мой опыт полетов с маленькими компаниями, которые амбициозно вошли на рынок и попытались несколькими самолетами покрыть десятки направлений – опыт мой безрадостный. Прежде всего вспоминаю авиакомпанию Zambezi Airlines, на которую я имел неосторожность приобрести билет из Дар-эс-Салама (Танзания) в Лусаку (Замбия). У них было всего 3 самолета, из которых по факту летал один. Но я этого не знал. Мой рейс отменили поскольку борт сломался где-то в другом конце Африки и заменить его нечем, деньги не вернули, вопрос никак не решили. Сотни пассажиров никуда не вылетели. Компания обанкротилась в 2011.

Был опыт с авиакомпанией Moldavian (и тоже молдавская, как и FlyOne), там тоже 2-3 самолета и десятки направлений. Летел на них из Кишинева в Тимишоару в Румынии. Рейс туда задержали часов на десять, обратный отменили вовсе. Излишне говорить, что никакой альтернативы пассажирам не предложили, а деньги пришлось полгода выбивать через чарджбек в банке. Компания обанкротилась в 2014.

Что касается компаний армянских, то лично я никогда на них не летал. Не потому, что считаю их плохими, а просто тарифы у них дорогие, всегда в 2-3 раза дороже, чем у конкурентов. Но мои друзья в Израиле имели негативный опыт с очередной маленькой компанией под названием Armenia. Отменили рейс из Тель-Авива в Ереван, никакую альтернативу не предложили и полгода не возвращали деньги. Мои друзья десятки раз звонили и писали в офис компании в Ереване, все бесполезно. В итоге через банк сделали чарджбэк и получили деньги назад.

И вот я сижу и думаю, сыграть в лотерею и купить билет в Тель-Авив за 39 евро? Или не скупиться и полететь с пересадкой в Европе за 120? Вы бы купили?