Московское метро - объект транспорта или же объект для восхищения?

271 прочитал

Мы с вами привыкли рассматривать Московский метрополитен исключительно в плоскости ведущегося в наши дни строительства и перспектив развития. Однако, как известно, без прошлого нет будущего, поэтому сегодня немного оглянемся назад и посмотрим на архитектурные шедевры, созданные в прошлом столетии.

Строительство станции "Маяковская", 1938 год.
Строительство станции "Маяковская", 1938 год.

Московское метро, в дополнение к тому, что идеально справляется с задаче самого скоростного городского транспорта, еще и является истинным подземный музеем. #мосметро охватывает более 400 км путей, 13 линий, 238 станций (без учета МЦК) и в общей сложности 10 000 ежедневных поездов, которые перевозят от 7 до 9 миллионов пассажиров.

Мы с вами привыкли рассматривать Московский метрополитен исключительно в плоскости ведущегося в наши дни строительства и перспектив развития.-2

Многие из станций находятся на большой глубине (глубокого заложения), поэтому использовались в качестве военных убежищ. Станции настолько интересны как «художественные памятники», что хочется показать их в этом отдельном материале.

Каждая станция уникальна и представляет собой небольшой музей. А иногда, когда вы выходите на одной из них, кажется, что вы находитесь в бальном зале или в роскошном дворце. Платформы и вестибюли могут напоминать маленькие замки с хрустальными люстрами, скульптурами, мозаиками и другими богатыми элементами декора. И при всем этом, строились станции закрытым способом через шахты и практически без средств механизации труда.

На выходе со станции «Комсомольская»-радиальная к Ленинградскому и Ярославскому вокзалам размещено майоликовое панно, посвящённое самоотверженному труду комсомольцев-метростроевцев. Автор панно: Евгений Лансере.
На выходе со станции «Комсомольская»-радиальная к Ленинградскому и Ярославскому вокзалам размещено майоликовое панно, посвящённое самоотверженному труду комсомольцев-метростроевцев. Автор панно: Евгений Лансере.

Охотный ряд

Мы с вами привыкли рассматривать Московский метрополитен исключительно в плоскости ведущегося в наши дни строительства и перспектив развития.-4

Ближайшая станция к Красной площади и Кремлю. По оценкам, через нее проходит 45 000 пассажиров в день. Станция знаменита тем, что чаще других меняла свои названия и была в свое время самой большой станцией глубокого заложения в мире. При этом авторы при разработке проекта попытались максимально избавить пассажиров от ощущения глубины.

В 2007 году на станции была выполнена замена облицовки путевой стены, но "кусочек" исторической отделки все же сохранили - её можно увидеть на платформе, с которой отправляется поезд в сторону «Лубянки».

Мы с вами привыкли рассматривать Московский метрополитен исключительно в плоскости ведущегося в наши дни строительства и перспектив развития.-5

«Комсомольская» Кольцевой линии

Мы с вами привыкли рассматривать Московский метрополитен исключительно в плоскости ведущегося в наши дни строительства и перспектив развития.-6

Это, безусловно, самая роскошная станция метро с грандиозным потолком в стиле барокко, выкрашенным в бледно-желтый цвет и инкрустированным мозаикой и цветочными узорами. Потолок поддерживают 68 восьмиугольных колонн из белого мрамора с ионическими капителями. Художественная тема станции — борьба русского народа за независимость и его борьба с захватчиками.

Центральное место занимают восемь больших мозаиках по центру потолка, на пяти из которых изображены великие русские генералы и национальные герои — Александр Невский, Димитрий Донской, Кузьма Минин, Димитрий Пожарский, Александр Суворов, Михаил Кутузов. На трех оставшихся запечатлены сюжеты победы в Великой Отечественной Войне — Вручение гвардейского знамени (по идеологическим соображениям в 50-е годы было переделано на Триумф Победы), Взятие Рейхстага и Парад Победы (позже сюжет также был изменен - на оригинальной мозаике солдатам произносил речь Сталин, а на новой совсем неожиданно - Ленин).

Мы с вами привыкли рассматривать Московский метрополитен исключительно в плоскости ведущегося в наши дни строительства и перспектив развития.-7

Кузнецкий мост

Мы с вами привыкли рассматривать Московский метрополитен исключительно в плоскости ведущегося в наши дни строительства и перспектив развития.-8

Декоративное оформление станции отсылает нас к мосту через реку Неглинная, просуществовавшего до 19 века. Впрочем, как и сама река, которая из-за своего зловонного "нрава" была убрана в коллектор - зеркальную гладь воды символизирует светильник в центральном зале. Таким образом, на платформе станции архитекторы увековечили неотъемлемую часть географии Москвы, которую ныне мы с вами вживую наблюдать не можем.

Мы с вами привыкли рассматривать Московский метрополитен исключительно в плоскости ведущегося в наши дни строительства и перспектив развития.-9

Пол покрыт гранитом различных оттенков, квадратные части чередуются с оттенками серого. Стены из белого мрамора с прожилками. Скамейки на платформе стоят не просто так - они "охраняют" вход в иной мир подплатформенное пространство служебных помещений.

Мы с вами привыкли рассматривать Московский метрополитен исключительно в плоскости ведущегося в наши дни строительства и перспектив развития.-10

Маяковская

Мы с вами привыкли рассматривать Московский метрополитен исключительно в плоскости ведущегося в наши дни строительства и перспектив развития.-11

Эта станция упоминается во всех путеводителях и рейтингах без исключения, так как удивляет не только своей архитектурой, но и особенностью инженерных решений. Платформа оформлена в стиле ар-деко и имеет просторный «вестибюль». Потолок поддерживается колоннами из мрамора и нержавеющей авиационной стали. Углубления в потолке содержат серию мозаик с изображением воздушных сцен, самолетов и десантников. Там же элегантно скрыты воздуховоды.

Несмотря на свою глубину, свод станции опирается не на массивные пилоны, а на тонкие высокие колонны - уникальное в нашей подземке решение. Сооружалась станция в несколько этапов - тоже весьма необычным способом:

Мы с вами привыкли рассматривать Московский метрополитен исключительно в плоскости ведущегося в наши дни строительства и перспектив развития.-12

Новокузнецкая

Мы с вами привыкли рассматривать Московский метрополитен исключительно в плоскости ведущегося в наши дни строительства и перспектив развития.-13

Платформы богато украшены барельефами на фризах. Внизу трибуны выделяется большой панно . На красивых барельефах изображены русские военные герои и солдаты Великой Отечественной войны.

На сводчатом потолке можно увидеть восьмиугольные медальоны из керамогранита с фигурами авиации и военных маневров. Его внушительные резные мраморные скамейки обрамляют большой бронзовый щит с различными мотивами.

В торце платформы с лестницей на пересадку на Калужско-Рижскую и Калининскую линии изначально расположилось панно на тему Великой Отечественной с фигурой Сталина и военными сценами, однако в 60-х его заменили на изображение Ленина.

Белорусская Кольцевой линии

Мы с вами привыкли рассматривать Московский метрополитен исключительно в плоскости ведущегося в наши дни строительства и перспектив развития.-14

Самым главным мотивом архитекторов этой станции было создание ощущения света и уюта, чтобы москвичи чувствовали себя «как дома» после тяжелого рабочего дня. Платформы освещают стеклянные и бронзовые бра в виде ваз из стекла и мрамора.

При этом, первоначально в торце этой станции располагалась скульптура "Советская Белоруссия", которую демонтировали в 1997 году при строительстве второго выхода и увезли в неизвестном направлении. В 18-ом году скульптуру неожиданно обнаружили в электродепо "Новогиреево", и в этом году вернули, но уже на другую станцию "Белорусская" - Замоскворецкой линии.

Мы с вами привыкли рассматривать Московский метрополитен исключительно в плоскости ведущегося в наши дни строительства и перспектив развития.-15

Новослободская

Мы с вами привыкли рассматривать Московский метрополитен исключительно в плоскости ведущегося в наши дни строительства и перспектив развития.-16

В ее модернистском убранстве выделяются 32 витража латвийских художников и мастеров. Внутрь витражей, в верхнюю часть, вставлены небольшие медальоны, на которых изображены жанровые сценки идеальной мирной жизни. На шести из них изображены люди различных профессий, на остальных изображены геометрические узоры и пятиконечные звёзды. Кроме того, витражи подсвечиваются изнутри, но уже не со столь мистическим эффектом, какой задумывался архитектором с лампами накаливания (их сейчас в метро не применяют). Обязательно обратите внимание на эти детали, если окажитесь на этой станции.

Площадь Революции

Мы с вами привыкли рассматривать Московский метрополитен исключительно в плоскости ведущегося в наши дни строительства и перспектив развития.-17

Настоящий музей скульптуры. Здесь есть арки, покрытые мрамором, с каждой стороны которых стоит бронзовая фигура в натуральную величину. Всего 76 скульптур, изображающих простых горожан, крестьян, моряков, рабочих, женщин и даже футболиста! Это настоящий музей, внесенный в список культурного наследия. Такого вы не найдете ни в одном метрополитене мира.

Многие пассажиры, каждый раз проходя по платформе гладят части скульптур "на удачу", однако руководство метрополитена не так давно предостерегло от таких действий - на некоторых скульптурах поверхность стерта уже более чем на 75%.

Мы с вами привыкли рассматривать Московский метрополитен исключительно в плоскости ведущегося в наши дни строительства и перспектив развития.-18

Парк Культуры Кольцевой линии

Мы с вами привыкли рассматривать Московский метрополитен исключительно в плоскости ведущегося в наши дни строительства и перспектив развития.-19

Стены центрального зала украшены 26 круглыми медальонами с барельефами из белого мрамора, на которых изображены люди, занимающиеся активным отдыхом, например, катанием на коньках, танцами, чтением или шахматами.

Столбы покрыты белым мрамором с серыми прожилками, с пилястрами с двух сторон. На полу выделяются бордюры с геометрическими рисунками темно-серого и белого цветов, обрамленные большими квадратами из черного и белого гранита.

На этой станции были сняты эпизоды фильмов «Влюблён по собственному желанию» и «Курьер».

х/ф «Влюблён по собственному желанию», 1982 г.
х/ф «Влюблён по собственному желанию», 1982 г.

Правда, количество скамеек с того времени на станции сильно поубавилось - их убрали из-за возросших пассажиропотоков.

На сегодня всё. Спасибо за внимание!

#метро 

#московскоеметро

#московскийметрополитен

#москва

#архитектура