В одном разборе (тут) я прочитала, что фильм «Первый троллейбус» (1963) – это восхваление рабочего класса и одновременно – унижение интеллигенции. Тезис интересный, однако, я с ним не согласна. Эта очаровательная мелодрама гораздо глубже, чем кажется. Особенно – в исторической перспективе.
Итак, по сюжету выпускница школы, красавица из «приличной семьи» отказывается поступать в институт и выбирает для себя «неподходящую» профессию. Она - водитель троллейбуса. Замечу, что Светлана вовсе не пытается никого эпатировать – ни респектабельного папу-начальника, ни своего кавалера.
Это не юношеский бунт из серии: «Не хочу учиться – хочу катиться!» На троллейбусе. Тут сознательный выбор умной и – зрелой девушки. Ей нравится водить этот самый троллейбус. И не обычный, а – первый. Со временем она ощутила себя не только счастливой, но и – важной. И - нужной. Каждый день в её салоне – молодые ребята-пролетарии.
Они хороши собой, вполне образованны и рыцарственно-галантны. Это совсем иной тип работяги – если вы сравните их с героями Николая Рыбникова, то почувствуете разницу. Никакой пацанской простоты и мужицкой брутальности. Мальчики с предприятия ничем не уступают Сергею - жениху Светланы.
Они даже лучше него! Правда, тот успешно постигает курс наук в институте. Эти же – без диплома. Но во всём разбираются, остроумны и легки на подъём. Они напоминают метростроевца Колю, годом спустя сыгранного Никитой Михалковым в «Я шагаю по Москве» (1963/1964).
В те годы культивировался подобный образ нового молодого человека – неважно, физик он или фрезеровщик. Хорошие манеры уживались в нём с иронией и не обидным шутовством, честность – с любовью к розыгрышам, а умение ухаживать за девушками – с чтением серьёзной (и несерьёзной) литературы.
И таких реально было много во всех социальных стратах. Девушки любили не «деловых», но остроумных и открытых. Но вернёмся к нашим героям! Светлана – дочь директора завода. Так сказать – «мажорка». Спрашивается – зачем ей вставать в 5 утра и крутить баранку? Она выбирает то, что лично ей нравится и отрицает выдуманный кем-то престиж.
«Девушка, с которой начинается утро» - так называют её пассажиры. Но как же без драматического поворота и острых углов? Свету уговаривают бросить всё и пойти в институт – она увольняется. Но… В общем, какой же советский фильм эпохи Оттепели без хэппи-энда? Света возвращается в троллейбусный парк и утро начинается, как положено!
Теперь насчёт антитезы «работяги VS интеллигенция». Её тут нет. Есть нудный Серёжа, которого блестяще играет Александр Демьяненко. А есть заводские ребятки – там тоже россыпь будущих звёзд во главе с Олегом Далем. Противопоставляются не «прослойки», но – конкретные люди.
Сергей полагает, что в институте надо учиться… потому что надо учиться в институте. Надо ибо надо. Именно так. Всё равно в каком. Влечения души – не важны. К тому же, фильм выполнял ненавязчивый социальный заказ. Уже тогда начался перекос – многие родители считали своим долгом не допустить чадо на производство.
Только вуз и без разницы - о чём. В результате мы получили миллионы «так-себе-инженеров». Всё лишь потому, что папа не хотел своему сыну тяжкой доли наладчика станков. А Светлана, даже если она так и не поступит в институт и всю жизнь проработает в троллейбусном парке, будет гораздо счастливее …того же Сережи.
Ему предстоит осенний дождь грядущих 1970-х с их разочарованием и тоской по чему-то не случившемуся. И дело не в коммунизме, что был легкомысленно обещан поколению шестидесятников. В настроении дело! Пролетарии этого почти не заметили. Но мне почему-то кажется, что Света выучится на заочном.
Zina Korzina (c)
- Фильмы о шестидесятниках:
1. «Я шагаю по Москве» (1963/1964) - фильм о не случившихся возможностях.
2. «Долгая счастливая жизнь» (1966) - самый страшный фильм 1960-х.