О том, что Норвегия преуспела в темпах по переводу колесного парка на электрические рельсы не говорит разве что ленивый. В 2020 году эта скандинавская страна впервые перешагнула черту, когда число импортированных электромобилей в страну составило 54%, против 46% от автомобилей традиционной конструкции. На этом фоне только в Исландии и Нидерландах этот показатель был чуть более 20%.
Интересно, что даже эти впечатляющие показатели в европейских странах побиты. А Норвегия идет вперед еще более впечатляющими темпами.
Что происходит в 2021 году. В III квартале в странах Европы наблюдался заметный рост продаж машин с электрическим приводом:
- Электромобилей - на 57 % (к уровню 2020 года), до 212 тыс. штук;
- Гибридных автомобилей - на 43 %, до 197 тыс. штук.
На этом фоне продажи бензиновых автомобилей сократились на 35%, а дизельных машин купили на 50% меньше.
В Норвегии показателен оказался сентябрь с позиции предпочтений покупателей. Из купленных 17 992 машин, 13 941 (77,5%) составили электромобили. Если учесть еще и купленные PHEV гибриды, то общее количество машин на электрической тяге по итогам сентября составило 91,5%.
Примечательно, что среди купленных автомобилей с ДВС присутствует только одна модель - Toyota RAV4. Остальные модели - электрические! Многим дилерам просто нечего делать в Норвегии.
ТОП-10 лидеров среди e-моделей. Среди наиболее востребованных марок выступают Tesla и Volkswagen. Причем американские электромобили покупают в 4 раза чаще, чем модели немецкого бренда. «Десятка» среди моделей-лидеров по итогам продаж в сентябре в Норвегии выглядит так (штук):
- Tesla Model Y – 3 564;
- Tesla Model 3 – 2 218;
- Skoda Enyaq – 787;
- Hyundai IONIQ 5 – 652;
- Audi e-tron – 645;
- Ford Mustang Mach-e – 600;
- Volkswagen ID.3 – 456;
- Volkswagen ID.4 – 419;
- Nissan Leaf – 410;
- Audi Q4 e-tron – 343.
Пока слабо представлены на местном рынке китайские электромобили, но многие модели только начинают поступать, и виной всему больше видятся вопросы логистики.
О причинах феномена. Вопрос стимулирования покупки электромобилей в стране поднимается не острее, чем во многих других странах. Напротив, статистика показывает, что доходы от топлива и других доходов от эксплуатации автомобилей в бюджете страны сократились в последнее время на 11%.
Развитию рынка электрического транспорта способствует развитая инфраструктура. В компактной стране, где к тому же есть избыток энергии легко было оборудовать зарядную сеть в местах скопления жителей и вдоль основных трасс.
Так что, «норвежский феномен», скорее, стечение обстоятельств, где сложились несколько факторов, включая доходы местных жителей, скандинавскую ответственность в отношении к природе. И даже холодный климат в стране не стал препятствием в развитии рынка.
В качестве заключения. Мировой парк транспортных средств насчитывает около 1,5 млрд. машин разных типов и марок. К концу года электромобилей (BEV) и подзаряжаемых гибридов будет насчитываться около 16,4 млн. штук. Таким образом, только 1,1% от общего количества составляют машины с электрическим приводом. Понадобиться еще не одно десятилетие, прежде чем электромобили займут на дорогах доминирующее значение.