Экскурсия «Открытого города», посвященная людям самой гуманной профессии, называется недвусмысленно – «Медицинский Петербург». В постоянно растущем городе на Неве неизменно было много больниц и госпиталей. В статье речь пойдёт об истории одного необычного – плавучего – госпиталя.
Вчера стоявшее на Неве против 14–15 линии В.О. госпитальное судно «Народоволец» потерпело аварию, вследствие чего легло правым бортом в воду, в которую погрузились и все его 4 мачты. Авария началась в 4 часа 30 м. и продолжалась около 20 минут. Стоящее рядом другое госпитальное судно «Трансбалт» сигнальными звуками известило о несчастье, «Красная газета» июнь 1920 года
Опрокинувшийся грузопассажирский пароход был построен в Германии, и после русско-японской войны 1904–1905 годов, в ходе которой русский флот понёс значительные потери в корабельном составе, под именем «Палатия» приобретён российским Морским министерством. Переименованное в «Николаев», судно после необходимых переделок было зачислено в качестве учебного в минный отряд Балтийского флота. Ахиллесовой пятой парохода была малая остойчивость – он был склонен к опрокидыванию. Чтобы компенсировать этот недостаток, судно нагрузили чугунным балластом, а также внесли в эксплуатационные инструкции требование постоянно держать заполненными балластные цистерны и ёмкости для питьевой воды.
В январе 1918 года пароход был переименован в «Народоволец», привлечен к грузовым перевозкам для нужд Балтийского флота, а через год был причален к берегу у Горного института и стал эксплуатироваться как госпиталь: шла Гражданская война. В условиях суровой зимы 1919/1920 годов, когда из-за отсутствия топлива в Петрограде было закрыто большинство лечебных учреждений, врачи госпитального судна трудились особенно интенсивно.
В ходе переоборудования парохода под госпитальные цели было установлено дополнительное оборудование в высокорасположенные помещения, отчего остойчивость стала ещё хуже, судно дало крен на левый борт – в сторону набережной. Командир «Народовольца» запросил дополнительный балласт, но начальник технического отдела военного порта отказал: «В наличии порта балласта не имеется». Через пять дней после этой отписки произошла катастрофа.
Вечером 6 июня 1920 года судно «совершено неожиданно» дало крен в обратном направлении – вправо, в сторону акватории, и «стало постепенно склоняться». Как назло, в этот момент на судне не было ни капитана, ни помощника, ни механика. Роковое решение было принято машинным «старшиной», который, пытаясь спрямить судно, стал перекачивать воду из балластных цистерн с борта на борт. При этом забыли задраить иллюминаторы, открытые по случаю жаркого дня, они стали забирать забортную воду, крен усилился, стальные швартовые тросы лопнули, пароход опрокинулся и лёг правым бортом на грунт.
Помимо команды, в момент аварии на пароходе находилось 80 больных и «200 военнопленных венгерцев, прибывших из Сибири и временно до отправки на родину квартировавших на судне», – сообщала «Красная газета». – «Все больные и пленные, благодаря спокойствию и выдержке команды, были высажены частью на берег по трапу, частью же на баржу, стоящую у правого борта». Не успели вынести только двух «острозаразных больных» – они погибли.
На следующий день, 7 июня, в Управление Госпитальной флотилии Балтийского флота, стали поступать телефонные сообщения от жителей Васильевского острова, которые якобы слышали крики и стоны из опрокинувшегося судна. Власти через газеты опровергли эти слухи: в ходе рейдов на спасательном катере вдоль «Народовольца» никаких криков из иллюминаторов не доносилось.
17 декабря 1920 года Революционный военный трибунал Балтийского флота приговорил командира, старшего механика и механика, «не оказавшихся на месте в момент аварии», к различным срокам заключения – от 5 до 15 лет, а вынужденный оперативно принимать решение «старшина» был оправдан за недоказанностью обвинения.
Подъем затонувшего госпитального судна стали планировать сразу же после затопления, но ни один из предлагавшихся проектов не посчитали оптимальным. Лишь в 1924 году был окончательно утвержден проект подъема «Народовольца», предполагавший спрямление судна на грунте, герметизацию его корпуса и откачку воды из затопленных отсеков.
В «Красной газете» в июле 1924 года сообщалось, что расходы по судоподъему не превысят 130 тыс. руб., тогда как затонувший пароход «даже в том виде, в каком он есть, после всех испытанных им катастроф и повреждений от пребывания на дне Невы, стоит более чем 300 тысяч».
21 ноября того же года «Ленинградская правда» поместила рисунок, показывающий способ подъема «Народовольца» и описание хода работ: «От дна Невы его правый борт отделен и из воды вышли позеленевшие трубы и палубные надстройки. На этих днях началась работа по облегчению кормы, которую чинят водолазы». Судоподъемные работы полностью завершились лишь к 1 мая 1925 года, когда многострадальный пароход снова оказался на плаву. Извлечённый со дна «Народоволец» был сдан в порт на хранение, и впоследствии разрезан на металл…
Автор: Чепель Александр Иванович, краевед, кандидат исторических наук, член Совета СПбГО ВООПИиК, ведущий авторской рубрики сайта «Открытый город».