Выступая по 3-4 раза в неделю мне просто не обойтись без простого и понятного способа, как сделать выступление понятным, доступным и незабываемым, чтобы аудитория еще долго была под впечатлением от меня и содержания. Я расскажу про свой способ, который доказал свою эффективность уже не один десяток раз.
Начну с самого неприятного и банального - хорошее выступление может состоятся только тогда, когда к нему основательно готовятся. Никак иначе и быть не может! И основательная подготовка - это не набросать десяток слайдов. А что же тогда?
Не буду говорить про то, что нужно выбрать тему и убедиться в своей квалификации - все это понятно и даже банально. Есть кое-что поинтереснее - есть база, фундамент, которая гарантирует высокую вероятность успеха. Сейчас расскажу.
Шаг 1: Запишите тему выступления в формате вопроса.
Это обязательно! И обязательно в форме вопроса! Так во главу угла вы ставите какую-то конкретную проблему, которую и будете решать для своей публики. Сравните две темы: «Диверсификация выручки предприятий» или «Как вашему заводу заработать вдвое больше? Диверсификация: наш опыт». В первом случае, лично я просто хочу спать, а во втором готов послушать, даже не будучи директором завода.
Пример: кандидат в депутаты при подготовке вступительной речи на своем округе перед встречей с избирателями может задать такой вопрос: «Как я смогу решить проблему с отоплением вашего дома?», вместо предсказуемого рассказа про себя-хорошего.
А студент с докладом по истории может вот какую тему взять «Почему сегодня все мы живем в древнем Риме?», вместо сухого и скучного «История древнего Рима» и т.д.
Шаг 2: Проверьте соответствие темы вашей аудитории.
Если аудитории не нужен ответ на ваш вопрос, переформатируйте тему! Ищите только то, что зацепит и вовлечет слушателей уже на этапе анонса. Без хорошего вопроса ничего не получится - выступление будет скучным и размытым. Проверочные вопросы для вас:
- Кто моя аудитория? (пол, возраст, социальный статус, род занятий, увлечения и т.д.)
- Почему они пришли слушать меня?
- Моя тема важна этой аудитории? Хотят ли они найти ответ на мой вопрос?
Шаг 3: Запишите главную мысль, вывод из вашего выступления.
Всегда стройте свое выступление от результата - что слушатели должны в конце понять, запомнить, во что поверить и т.д. Часто спикеры пытаются строить выступление без ориентации на итог - получается каша - ту же историю Рима можно рассказывать 10-ю разными способами и только один будет увлекательным. И вывод этот должен быть как твит, ведь если вы не можете в 140 символах уложить главную мысль - значит сами не понимаете, о чем говорить. Начинайте заново искать итог.
Из примеров ранее: у депутата мысль может быть такой - только объединив наши усилия против назойливой управляйки мы сможем привести в норму платежки за отопление.
Студент может прийти к такому выводу: история циклична, и то, что происходит сегодня практически ни чем не отличается от правления Марка Аврелия.
Шаг 4: Напишите три заголовка к вашей мысли.
Теперь начинаем раскрывать тему. Для этого под главной мыслью выпишите три главные тезиса - заголовка, которые помогут раскрыть вашу мысль. Тут есть много логических форм повествования - это практически как сценарные ходы в кино. Вам предлагаю выбрать один из трех самых понятных:
- Например, депутат может выбрать логику «было-есть-будет» и рассказать о том, как зародилась эта проблемы с отопление, что есть сейчас и как в будущем можно ее решить - этакая хронология событий.
- Можно выбрать формат «Что? И что? И что делать?», в случае когда мы «с нуля» рассказываем о проблеме: «Мосты в нашей области в плохом состоянии (что - проблема), ведь как показало обследование… если в ближайшие два года не начать ремонт, то… (и что - последствия) я предлагаю инвестировать в… (и что делать - предложение)».
- А наш студент может пойти путем сравнения: ситуация 1 - ситуация 2 - сопоставление и выводы. «Римляне жили так-то… а вот что было потом (ситуация 1) Мы живем вот так и у нас вот что есть (ситуация 2). Давайте сравним… Получается, что (выводы)»
Можете и свою придумать, так как все, что выше - это лишь верхушка айсберга и рамок или границ тут никаких нет. Только ваш полет мысли.
Шаг 5: Наполните свое выступление жизнью.
Пора начать подбирать примеры, истории из жизни, иллюстрирующие картинки, факты и статистику и т.д. Это именно то, что делает выступление живым и насыщенным. Самый просто способ подобрать то, что нужно - это задать вопрос «почему» к каждому заголовку. Другими словами, раскрыть через истории и цифры заголовок подробно и наглядно.
Просто пример из записки моего клиента выше. Его заголовок звучит так: "Рынок вчера: рынок продавца" и тут он сможет рассказать про то, как выглядел рынок раньше, что миром правили не клиенты, а продавцы и т.д. Вот тут и начинается магия. Задаем вопрос "почему?" и оказывается, что нужно немного подробнее раскрыть эту тему, привести статистику и графики "спрос-предложение" и т.д. Этот вопрос работает не всегда. Тогда можете задать другие вопросы:
- И что?
- Зачем?
- А кто это сказал?
- А мне какое дело до этого?
- И другие открытые вопросы
Шаг 6: Дальше по классике
Классика в мире выступлений такова: пишите вступление и заключение, репетируйте, готовьте презентацию, снова репетируйте и корректируйте…
Если вы часто испытываете страх выходя на публику, то есть еще пара пунктов, которые нужно добавить к подготовке. Я про них писал чуть раньше.
Работа (с пункта 1 и до пункта 4) у меня занимает, обычно, не больше 20-30 минут (может и меньше - все от опыта и темы зависит), но именно тут и кроется залог удачного выступления. Дальше уже опыт и практика дают свое, но фундамент всегда имеет наибольшее значение.
Если было полезно, напишите об этом в комментариях, а больше полезного в моем instagram.
Не надейтесь на авось и производите яркое впечатление на аудиторию. Удачи!