Всем привет. Меня зовут Лена, я HR и карьерный консультант, и уже 11 лет помогаю людям найти работу мечты.
В этой статье я расскажу все тонкости, как проводить собеседование с кандидатом при примере на работу:
✅ какие вопросы задавать на собеседовании,
✅ как выбрать лучшего кандидата,
✅ как произвести хорошее впечатление,
✅ чего нельзя делать на собеседовании.
Дочитав до конца вы получите простые инструменты, используя которые, вам будет легче и интереснее проводить собеседования, а также вы сможете нанимать лучших кандидатов. Поэтому если вам приходится нанимать людей, и особенно если вы не любите это делать, обязательно дочитайте до конца, я уверена, это сделает вашу жизнь немного легче.
И кстати, у меня есть 🔥YouTube канал "Лена про карьеру"🔥, где я также раскрываю эту тему, поэтому если вам больше нравится смотреть видео, то переходите по ссылке, там то же самое, только в видео.
🔥🔥🔥
Я знаю сотню руководителей, для кого проводить собеседование - это худшее, что есть в работе, это обуза, и кто всеми правдами и неправдами пытается передать процесс найма сотрудников своему HR партнеру или рекрутеру в компании. Но правда в том, что собрать хорошую команду себе вы можете только сами, непосредственно общаясь с кандидатами, подбирая под свои задачи и приниципы работы. И хорошие кандидаты всегда приходят именно к руководителю, а не абстрактно в компанию. Поэтому исключая себя из этого процесса вы просто лишаете себя возможности нанимать лучших.
Подготовка к собеседованию
Итак, любое собеседование начинается с подготовки, как со стороны кандидата, так и со стороны нанимающего руководителя.
Что нужно подготовить:
- выделить время, когда вас не выдернут на встречу.
- Выбрать помещение, где не будет посторонних людей и где вам будет комфортно провести 30-40 минут.
- распечатать резюме кандидата в нормальном читаемом формате и качестве. Взять ручку, лист бумаги
- если вы нечасто проводите интервью, то я рекомендую также записать 4-5 вопросов, которые у вас есть к кандидату, потому что формулировать вопросы на ходу - это самая сложная часть. А так у вас будет шпаргалка.
Зачем нужен профиль должности и как его составить
А еще на этапе подготовки нужно сделать одну очень важную вещь, которую не делает почти никто из руководителей, но которая на 60% определяет успех всего поиска - сделать профиль должности. Простыми словами - выписать все формальные и неформальные (негласные) требования к идеальному кандидату на этой должности:
❓Какое образование минимально должно быть и какое в идеале?
❓Что должен критично уметь?
❓Какими качествами обладать?
❓Какой у него должен быть опыт минимально и какой в идеале?
❓Какие сертификаты и допуски?
❓Пожелания по возрасту и т.д.
Обычно профиль должности - это чуть более развернутая и более честная информация, чем компании пишут в описании на Хэдхантере. Этот профиль видите только вы и HR, и именно по нему вы будете сверяться после каждого собеседования, подходит ли кандидат.
Я знаю, что в реальности 90% руководителей на этом этапе забивают, и именно поэтому потом так страдают, когда не могут выбрать хорошего кандидата.
✅ Поэтому еще раз - до того, как вы начали проводить собеседования, сделайте развернутое честное описание, какого канидадат вы хотите видеть.
Ваш настрой
Что еще важно на этапе подготовки - это ваш настрой. Важно сразу настроиться, что поиск идеального кандидата - это процесс, и ооооочень редко случается, что отличный канидат находится после первого собеседования. Хотя даже в моей практике такое бывало, и может быть вам повезет. Но обычно руководителю нужно провести около 10 собеседований, чтобы кого-то выбрать, обычно поиск кандидата занимает от 2 недель до двух месяцев, и важно сразу настроиться на этот процесс.
Сколько длится собеседование
Теперь давайте про само собеседование - сколько длится, о чем говорить и как себя вести.
Классическое интервью с нанимающим руководителем длится от 30 до 60 минут. Тут вы вольны закончить его раньше или позже, в зависимости от того, насколько вам интересен кандидат.
НО ваша задача не просто поговорить о чем-то с кандидатом, ваша задача - внимание - проверить соответствие кандидата всем требованиям вашего профиля должности.
Очень частая ошибка молодых руководителей - что они проводят собеседование без структуры, с каждым кандидатом разговаривают о чем-то своем, и в итоге им совершенно не хватает данных, чтобы выбрать, потому что одного кандидата расспрашивали только про опыт, а другого только о личных качествах, и как потом из них выбрать - непонятно.
Поэтому всегда в голове имейте структуру собеседования:
- установление контакта (примерно 5 минут),
- ваши вопросы кандидату (20-30 минут),
- рассказ о компании и вакансии (5 минут),
- его вопросы вам (5 минут),
- завершение разговора (еще пара минут).
Можете даже себе выписать эту структуру и держать ее перед глазами. В такой структуре вы не упустите важных деталей и оставите хороше впечатление о компании.
Какие вопросы задавать на собеседовании
Самый сложный блок для руководителей - это вопросы кандидату. Что спрашивать? Какие вопросы задавать, сколько вопросов? А что если он будет отвечать заучеными подготовленными фразами, как понять, что говорит правду? Это действительно очень важные вопросы и когда-то я проводила целые двухдневные тренинги для руководителей по этой теме, поэтому рассказать все тонкости в двух словах конечно невозможно.
Но я дам вам базу, которая вам будет полезна:
- На линейную позицию я рекомендую задавать от 15 до 20 вопросов. На какие-то кандидат будет отвечать минуту, на какие-то дольше, вот и получится 20-30 минут.
- Следите, чтобы кандидат не лил воду. Останавливайте, резюмируйте, просите говорить конкретнее. Есть очень болтливые кандидаты, поэтому всегда смотрите на тайминг.
- Ваши вопросы должны вытекать из профиля должности, который вы написали. Вы не задаете вопросы от балды, вы проверяете именно те качества и навыки, которые важны для человека на этой должности.
Например, если вы написали, что человек должен иметь образование по управлению проектами, а также уметь работать с изменениями, то вот вам уже три вопроса, которые будут полезны: какое образование? Приведите пример, когда вам надо было работать с изменениями, и как вы это делали?
Именно поэтому на первых порах я рекомендую заранее до собеседования записать хорошие вопросы и задавать их по листочку, а не генерить на ходу. Имея профиль должности вы уже понимаете, что спрашивать.
4. Вопросы должны быть короткими. Вопрос - это одна фраза. Никогда не задавайте два вопроса подряд, всегда сначала, что кандидат ответит на первый вопрос, а потом задавайте второй.
5. Вопросы должны быть открытыми. Есть закрытые и открытые вопросы. Закрытые вопросы - на которые можно ответить "да" или "нет". Например "вы командный игрок?", "Вы пунктуальны"? Такие вопросы для собеседования не подходят, так как понятно, что на них нужно отвечать.
А открытые вопросы - это на которые человек должен дать развернутый ответ. Например "Что вы думаете о...". Открытые впросы начинаются со слов что, где, когда, как, почему.
Кстати, на своем YouTube канале я дарю вам бесплатную памятку с классными вопросами на 10 распространенных компетенций.
Ссылка на памятку - в описании видео. Переходите по ссылке, скачивайте и пользуйтесь.
Зачем задавать поведенческие вопросы
Есть еще поведенческие (ситуационные) вопросы. Мне они больше всего нравятся, но они и сложнее для начинающего руководителя. Смысл ситуационных вопросов в том, что вы просите кандидата привести примеры конкретных ситуаций, в которых он проявлял те или иные компетенции. И просите рассказать об этих ситуациях - что он делал и какого результата достиг.
Например, если вы хотите проверить, как человек умеет решать нештатные ситуации, то лучше всего попросить привести пример какой-то нештатной ситуации из его опыта и рассказать о ней.
Пример: "Расскажите о ситуации из вашего опыта, когда у вас случались нештатная обстановка. Что это была за ситуация? Что вы делали? К чему привели ваши действия?" - то есть мы задаем три-четыре уточняющих вопроса вокруг одной ситуации.
И когда человек привел 2-3 примера похожий ситуаций, то у нас есть его некая модель поведения, которую он использует. И вы можете сравнить, насколько такая модель поведения вам подходит.
Ситуационные вопросы, конечно, требуют тренировки. Поэтому опять же, если вы встретили где-то хорошие вопросы, то записывайте из себе в шпаргалку. Нет ничего плохого, что на собеседовании у вас будет под рукой список хороших вопросов.
Скачайте такую памятку по ссылке (ссылка в описании к видео)
О чем важно помнить при рассказе о компании
Ну и дальше в собеседовании идут рассказ о компании и вопросы кандидата. Как правило эти блоки короткие, если кандидат вас не заинтересовал, и более развернутые, если кандидат вам понравился. В любом случае помните, что не только вы выбираете кандидата, но и он вас. И в данный момент вы лицо компании. Поэтому будьте вежливы, конкретны и говорите по делу.
И в завершении, 4 важных совета, которые я сформулировала за годы работы в HR для всех нанимающих руководителей:
- ✅ всегда сразу после собеседования делайте пометки о кандидате: что отвечал, какое впечатление произвел, что смутило. После того, как вы прособеседуете 5-7-10 человек, в голове уже все смешается и вернуться к кому-то из кандидатов будет невозможно. Спустя неделю после первого интервью наш мозг не только не помнит уже большую часть сказанного кандидатом, но еще и искажает воспоминания. И слабый кандидат будет казаться интересным, и наоборот. Поэтому возьмите за правило после окончания интервью на обратной стороне резюме или в ежедневнике писать в свободной форме несколько предложений саммари, что понравилось, что оттолкнуло, сколько денег хочет. Если спустя время вы решите к нему вернуться, то вы не вспомните детали, но прочитаете свое же саммари и сможете на него опираться.
- ✅ Второй совет - не делайте пометок на резюме кандидата в его присутствии. Может показаться странным и неочевидным, но кандидатов это обижает и кажется неуместно. А это влияет на вашу репутацию и впечатление о вас и о компании. Поэтому если вы планируете делать пометки во время собеседования, используйте для этого отдельный лист бумаги.
- ✅ Третье, очень важно - не сравнивайте кандидатов между собой. Это очень очень важно. Вы можете сравнивать их только с профиелм должности. Вы можете провести десять собеседований и никто из кандидатов может не подойти на должность. Это не значит, что надо брать лучшего из худших. Если у вас нет профиля должности, то рано или поздно вы начнете выбирать из того, кто есть, а не того, кто нужен.
- ✅ И еще один совет - чаще проводите собеседования. Да-да, собеседовать людей, читать их ответы между строк, презентовать себя и компанию, принимать решения - это всё навыки и они требуют тренировки. Не стесняйтесь приглашать вашего HR в помощь на первых порах, советуйтесь, просите обратную связь. Со временем собеседование станет для вас интересным временем узнать о человеке и возможно о бизнесе и конкурентах, а не обузой, как это часто видят для себя руководители. Но к этому надо прийти, и лучший способ - тренировка.
Поставьте, пожалуйста, лайк ❤️, если эта статья была для вас полезна.
Если у вас остались вопросы, как проводить собеседование с кандидатом при приеме на работу, пишите в комментариях.
И также заходите на мой YouTube канал о карьере, там много видео о том, как найти работу мечты, составить грамотное резюме, пройти собеседование и получить повышение :)
Канал "Лена про карьеру": https://www.youtube.com/watch?v=Ch6uumMcm2w&t=1s