В 1919-м году на заводе "Невъ, Вильде и Ко" в Таганроге были созданы первые российские тяжелые Самоходные Артиллерийские Установки. По крайней мере 2 самоходки на шасси американских грузовиков-тягачей Ломбард были оснащены британскими тяжелыми пушками Ordnance BL 60-pounder. Армия Деникина оптимистично смотрела в будущее и её командир уже наверно видел в своих мечтах купола Московского Кремля, когда части ВСЮР вели бои за Орел.
127-мм пушка на шасси трактора Ломбард/Буллок-Ломбард (САУ) (неправильное наименование)
Производитель: "Котельный завод Альберт Невъ, Вильде и Ко"
Год выпуска: 1919
Кол-во: 2
Вооружение: 60-фунтовое казнозарядное орудие (Ordnance 60 Pounder Breech Loading Gun (60 Pdr BL))
Шасси: Lombard auto tractor-truck
Бронирование: 10 мм
Двигатель: 100 л.с.
Экипаж: 10
Боевая масса: 10-12 тонн
В 1919-м году Ставка Вооруженных сил Юга России (ВСЮР) располагалась в Таганроге, куда её перенесен главнокомандующий армией Антон Деникин, который провозглашал "войну до победного конца" и выполнение союзнического долга перед Антантой. Понятно, что он был более привлекательной для Британии и Франции, которые к тому времени уже благополучно закончились воевать с Германией и старательно наводили новый порядок в Европе. Выбрав в качестве союзника Деникина Антанта занялась поставками в России освободившегося военного оснащения, причем в основном видимо поставки шли в расчет погашения уже оплаченной со стороны России техники. Так к деникинцам попали тяжёлые тяжелые тягачи Ломбард, Клейтон и Рустон, а так же тяжелая артиллерий например 127-мм тяжёлые пушки (Ordnance BL 60-pounder), которые по всей видимости планировались к поставкам ещё до событий осени 1917-го года. Уж в чём, а в благотворительности британцы не были никогда замечены.
60-фунтовая пушка (127-мм казнозарядная пушка) была одним из наиболее известных орудий Первой мировой. Пушка была создана еще в 1905-м году. Но из-за своего большого веса (4,4 тонны) орудие требовало для перевозки упряжку из 12-лошадей только для самого орудия. Так как военные всех сторон, ну может кроме Австро-Венгров, ожидали быстрой маневренной войны, такая система выпадала из зоны интереса вплоть до начала первой мировой, когда война оказалась не быстрой и не маневренной, а совсем наоборот - позиционной и закопанной в землю. К этому времени после ряда модернизаций пушка потяжелела до пяти тонн, но так как появились уже гусеничные тягачи типа Холт (Рустон) 75 или Клейтон перевозка системы проблем не представляла. К тому же именно Ordnance BL 60-pounder была установлена на первую импровизированную САУ - Gun Carrier Mark I. Импровизированной не по причине того, что её строили "импровизируя", в по той причине, что САУ была неполноценная - пушка на ней только перевозилась, но огонь вела с грунта после разгрузки. В основном система использовалась для контрбатарейного огня. Максимальная дальность стрельбы 9,4 км, что было существенно меньше, чем у российско-французской системы на базе 42-линейной полевой тяжёлой пушки образца 1910 года, но снаряд был почти в полтора раза тяжелее (27,3 кг по сравнению с 16,4 кг у 107-мм пушки). Несмотря на то, что к началу второй мировой войны появились системы имеющие большую дальнобойность, 127-мм пушка успешно применялась, в особенности на неевропейских фронтах до 1944 года. Российской императорской армией было закуплено при формировании бригад ТАОН (Тяжелой артиллерии особого назначения) было закуплено 52 пушки 60 Pdr BL, которые в ней играли роль осадной артиллерии и предназначались для взламывания обороны противника. Часть из этих пушек оказалась в распоряжении Добровольческой армии. Забегая вперед можно сказать, что по состоянию на 1936 год в РККА на вооружении находилось 18 таких орудий, причем 12 было отправлено в Испанию.
Таким образом сложилась ситуация в которой у Деникина были пушки, тягачи и заводы, которые могли работать с этой техникой. В первую очередь внимание было уделено созданию бронепоездов, чем занимался завод "Судосталь" в Новороссийске, который ремонтировал трофейные бронеплощадки, а в 1919-м году перешел к строительству тяжелый артиллерийских и легких пулеметных бронеплощадок, так же завод изготовил не менее 6 импровизированных танков на шасси полугусеничных тягачей. Не менее 2-х британских 127-мм орудий было использовано при строительстве бронепоездов "Иван Калита" и "На Москву". На бронепоездах пушки устанавливалась на тумбу на платформе, на бронепоезде орудие "На Москву" было оснащен мощным щитом. "Иван Калита" воевал с начала 1919-го, а "На Москву" с начала 1920-го. Возможно на "На Москву" была установлена 127-мм пушка с "Ивана Калиты", который был перевооружен на 152-мм орудия Канэ.
Для создания мобильных тяжелых артиллерийских установок Деникин решил привлечь находившийся в Таганроге, столичном городе ВСЮР, котельный завод.
Предприятие, которое сейчас достаточно успешно работает и называется «Таганрогский котлостроительный завод „Красный котельщик“», было основано в 1896 году и носил при создании название «Котельный завод Альберт Невъ, Вильде и Ко» с русским и бельгийским капиталом. Завод специализировался на изготовлении, как впрочем следует из названия паровых котлов, а заодно по совместительству делал баки, оборудование для металлургии и шахт, пролеты железнодорожных мостов. Оборудование и специалисты позволяли резать, гнуть и собирать с помощью клёпки разнообразные конструкции, в том числе и из достаточно толстых листов котельной стали. В первый год на заводе работало 150 человек. К 1916 году была увеличена площадь завода — с 10 до 15 десятин. Введен 8-часовой рабочий день. Общее количество работающих на заводе достигало 1200 человек. С началом гражданской войны Котельный завод в Таганроге перешел на работы по заказам военных - ремонт бронепоездов и другой военной техники нужен был всем сторонам конфликта. Что было не нужно так это паровые котлы и в 1922-м завода на три года остановился, что бы с 1925 стать одним из ключевых заводов плана ГОЭРЛО. В октябре 1941 года завод эвакуировали в Златоуст, но в итоге он оказался в Подольске на площадке бывшего Подольского паровозоремонтного завода (с 1936 - Подольский машиностроительный завод имени Орджоникидзе). В отличие от многих других заводов с историей сейчас и "Красный Котельщик" и ЗиО-Подольск чуствуют себя вполне уверенно, выпускаю по прежнему энергетическое оборудование.
Завод "Невъ, Вильде и К" просто идеально подходил для сборки бронекорпусов, на нем имелось все необходимое оборудование, недаром и завод в Таганроге и завод в Подольске до второй мировой войны занимались выпуском бронекорпусов.
Сентябрь и первая половина октября 1919-го года были самыми успешными для войск ВСЮР. Войска Деникина 6 октября взяли Воронеж, 13 - Орёл, следующей целью была Тула. Казалось ничто уже не могло остановить наступление на Москву. Южный фронт РККА нес потери и отступал, правда организованно. Большевики стали готовиться к уходу в подполье. Был создан подпольный Московский комитет партии, правительственные учреждения начали эвакуацию из столицы. Но тут как обычно..., почему интересно в советской историографии это не называют "чудо при Оке" подобно польскому "Чуду на Висле" в 1920-м году. Наверно потому, что точно знали цену этому чуду - это договоренности с Батькой Махно и мирный переговоры с Польшей. Батька Махно прошел по коммуникациям деникинцев, а перемирие с Польшей позволило перебросить войска на Южный Фронт. Потом конечно ведомые великой идеей большевики нарушили все договоренности, но к истории САУ Деникина это уже не имеет отношения. Но пока наступление развивалось успешно офицеры ВСЮР планировали усиление своей армии подвижной артиллерией. А для этого её нужно было создать хотя бы возимую артиллерию как британцы, или самоходную как французы. Выбор был сделан в пользу самоходной. Для установки на тягачи было выбрано два 105-мм корабельных орудия и 2 127-мм британские пушки, военные выделили по два тягача типа Клейтон и Ломбард.
Как и многое в ранней истории бронетехники история первых российских САУ легендирована, часто повторяются неточности и ошибки. Ни английский Lombard, ни британский Cleyton не были тракторами, в том смысле, который приписывается этому слову сейчас. И если для 1919-года САУ на базе трактора звучало понятно, то сейчас такое название этих машин ведет к ошибочному пониманию. Для первой мировой войны "Трактор" - это не селькохозяйственная машина, для этого времени "трактор"="тягач". И если Клейтон ничего другого не умел, кроме как тягать, то Ломбард был в реальности полугусеничным грузовиком-тягачом. Не совсем понятно как вдруг Ломбард стал Буллок-Ломбардом, так как фирма Буллок никакого отношения к фирме Ломбарда никогда не имела. Ну ладно бы называли "Висконсин", по месту изготовления двигателей. Поэтому более точно называть системы построенные в интересах ВСЮР - самоходные артиллерийские установки на базе полугусеничных тягачей.
Для установки британских тяжеловесов выбрали тягачи Ломбард со 100 сильными двигателями. Машины обладали хорошей проходимостью и низким удельным давлением грунт. 7-тонный тягач был хорошей устойчивой платформой для размещения орудия большого калибра, в отличие от колесных машин. Всего в войска Российской императорской армии было заказано 100 грузовиков-тягачей Ломбард. По крайней мере десять тягачей этого типа было в армии Деникина. Из них возможно 7 машин было использовано в качестве шасси для импровизированных танков на заводе "Судосталь" в Новороссийске. Кроме бронирования железнодорожных платформ и тягачей "Судосталь" занимался ремонтом и подготовкой полугусеничных тягачей Клейтон и Ломбард к эксплуатации. По заказу военных было отремонтировано 10 тягачей для тяжелой артиллерии. Возможно именно в Новороссийске подготавливали шасси тягачей для установки орудий, для чего машины отправлялись в Таганрог. Эти работы выполнялись в сентябре 1919 года.
127-мм британские пушки на шасси Ломбардов были построены скорее всего в 2-х экземплярах. Сборка боевых машин проходила на предприятии "Котельный завод Альберт Невъ, Вильде и Ко" под непосредственным присмотром Деникина, Ставка которого находилась с июля по декабрь так же в Таганроге. Пушка устанавливалась на тумбе ближе к кормовой части машины, стволом назад. С задней стороны пушки были прикрыты высокими броневыми щитами, возможно щиты делались из котельной стали. Благодаря конструкции шасси получилась вполне удачная самоходная установка, которая вполне соответствовала тактике применения бронетехники задним ходом в российской армии. Тем более от таких машин никто не ожидал непосредственного сопровождения войск.
Всего в Армии Деникина было сформировано 9 дивизионов тяжелых пушек. САУ на шасси тягачей попали в VII тракторный дивизион, который состоял из 2-х четырех "тракторных" батарей. 11 батарея из 2-х "тракторов" с английскими 127-мм пушками воевала вместе с 2-мя пулеметными "тракторами" на Царицынском фронте под Черным Яром. Скорее всего под "тракторами" с пулеметами подразумевались импровизированные танки на шасси Ломбарда завода "Судосталь".
В ходе стремительного отступления войск ВСЮР обе 127-мм САУ на шасси тягачей Ломбард попали в руки РККА, где были введены в состав 34-го сводного гаубичного дивизиона 9-й Кубанской Армии и принимали участие в осаде Крыма. Возможно именно эта батарея и была потеряна 18 августа 1920 года во время попытки десанта войск ВСЮР в составе 4 тысяч сабель, 4 тысяч штыков при 17 орудиях и 243 пулемётах, высадившегося в Ахтари (Приморско-Ахтарск), снять блокаду с Крыма захватив Кубань. Не смотря на своё короткое существование самоходные установки на шасси полугусеничных тягачей стали одним из самых оригинальных и интересных образцов боевой техники, созданной на территории бывшей Российской империи. Заслуживает внимание и совместное использование в одном подразделении импровизированных танков и САУ на одном шасси, когда САУ поддерживают наступление танков.
О боевых машинах на гусеничном ходу, выпущенных на территории России, и других боевых машинах ВСЮР можно почитать в статьях этого канала:
Танки Армии Юга России. "Смерть революции". 1919. Тбилисский пациент.
Танки Армии Юга России. "Астраханец". 1919.
Танки Армии Юга России. Судосталь. 1919. "Доблестный лабинец" и "Генерал Улагай".
Бронеавтомобили русского типа. Часть 18. Донской Пирс-Эрроу "Ермакъ". 1919. Степной крейсер.
Бронеавтомобили русского типа. Часть 17. Усть-Белокалитвенец. Остин 2 серии. Донская бронекаретка.
Танк армии Юга России. "Полковник Безмолитвенный" он же "Клейтон". 1918. Форт на гусеницах.
Бронетрактор Гулькевича. 1916. Танк или штурмовая САУ?
Бронеавтомобиль Гарфорд. 1915. Часть 1. Лучший бронеавтомобиль Первой мировой.
Бронеавтомобиль Гарфорд. 1915. Часть 2. Лучший бронеавтомобиль Первой мировой. Морской тип.
Источники:
Гибель империи казаков: поражение непобежденных Автор: Иван Черников
https://museum.power-m.ru/plants/tkz/history/rozhdenie-legendy/
Танковая программа завода "Судосталь" Автор: Сергей Сезин (https://author.today/post/180762?__cf_chl_jschl_tk__=pmd_uXVbSi1aoomaeYDyz9118kyRqGYWHqcL3oBTq_Wekw4-1634194734-0-gqNtZGzNAjujcnBszQdl)
Коломиец М., Мощанский И., Ромадин С. Танки гражданской войны. — М. : Экспринт, 1999. — (Армада № 14) –электронная версия с сайта http://armor.kiev.ua/Tanks/WWII/tractor/bronetr0.php
http://samlib.ru/s/sezin_s_j/tankyibronepoezdazavoda.shtml (Танки и бронепоезда завода "Судосталь")
информация в ходе обсуждения на сайте RCforum.ru экспертов форума @Slava, @Alekse
М. В. Коломиец "Броня русской армии. Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне".
М.В. Коломиец "Русские броневики в боях. Бронечасти первой мировой"