Короткая история "эрзац-танка" на шасси Cleyton Multipede на службе Вооруженных сил Юга России. "Белогвардейский мирный трактор", ощетинившийся пулеметами, стал одним из первых танков на Юге России. "Юг России" был официальным названием, как пишут в энциклопедиях, Территории с централизованным военным управлением и сформированными атрибутами государственной власти. Власть принадлежала военной хунте ВСЮР (Вооруженные Силы на Юге России), которая была сформирована из Добровольческой Армии и Войска Донского. В попытках создать у себя полноценные бронетанковые силы в мастерских армии начали бронирование пригодных для этого шасси. Одним из таких бронированных машин и стал импровизированный танк, который принято именовать "Полковник Безмолитвенный".
«Полковник Безмолитвенный»/«Клейтон» (условные наименования)
Страна: Юг России
Производитель: Мастерские ВСЮР
Год выпуска: 1919
Кол-во выпущенных: 1
Экипаж: 11
Шасси: Cleyton Multipede
Вооружение: 76,2-мм полевое орудие, 6 × 7,62-мм Максим обр. 1910
Бронирование: 4,5 - 6 мм?
Мощность: 110 л.с.
Двигатель: The National Gas & Oil Engine Company, Ltd.
В 1916-м году на фирме Clayton and Shuttleworth началось производство мощного гусеничного трактора с передним направляющим колесом. Трактор сразу создавался под спецификации военных и был предназначен для использования в качестве тягача тяжелых артиллерийских систем. В 1915-м году Генеральный штаб Российской Императорской Армии, планируя глобальные наступления 1916-1917-годов, начал создание частей артиллерии, оснащенной тяжелыми пушками и гаубица. Перед войной, которая ожидалась маневренной, упор делался на пехотные орудия, вот в итоге и пришлось создавать подразделения ТАОН (Тяжелой Артиллерии Особого Назначения) по ходу войны. К 1 октября 1916 г. в РИО было 408 тракторов, в основном колесных, больше всего было полноприводных колесных американских Мортонов и английских паровых Виккерсов (так назывались рутьеры фирмы Фоулер).
Осенью 1916 года в САСШ и Великобритании Военным ведомством было заказано 200 гусеничных тракторов, которые должны были больше соответствовать требованиям к артиллерийским тягачам, обеспечивающим достаточную мобильность тяжелой артиллерии. Планы были широкие и на 1917 планировалось приобрести не менее 1500 единиц тракторов, под которыми понимались все типы и гусеничные, и колесные трактора, а также полноприводные автомобили. Вся закупавшаяся гусеничная техника была полугусеничной - американские тракторы «Холт-Катерпиллер», «Аллис-Чапмерс» и «Ломбард» и английские «Рустон» и «Клейтон». Среди всего "заопарка" выделялись тягачи Клейтон, это были самые мощные и наиболее качественно построенные машины. Если Аллис-Чалмерс и Ломбард были фактически полугусеничными грузовиками с вынесенным вперед двигателей и кузовом, а Холт и его лицензионная копия Рустон - полугусеничными тракторами с двигателем по центру машины и постом управления сзади, то Клейтон предлагал 110-сильный тягач нормального тракторного типа с выдвинутым вперед на отдельной поворачивающейся раме рулевым колесом, которое этой машине в принципе было не нужно.
Историю поставок в России тракторов Cleyton Multipede восстановить сложно, так как начались они только в 1917-м году и сформировать части ТАОН удалось только к концу года. Переброшенные в ожидании наступления на линию фронта частив войне принять участия не успели. В основном техника была брошена после срыва переговоров в Бресте и досталась германской армии, которая после разрыва правительством большевиков мирного договора стремительно заняла огромные территории на западе и юге империи, дойдя до Ростова-на-Дону. Благодаря уникальному умению вести переговоры Троцким и коммунистическим правительством на территории от Буга до Дона были брошены только из состава частей ТАОН - 162 гусеничных трактора «Клейтон», 263 трактора «Рустон», 27 тракторов «Ломбард», 155- и 122-мм тяжелые французские пушки, 6-дюймовые российские пушки, 6-дюймовые пушки «Шнейдер», 6- и 8-дюймовые английские гаубицы «Виккерс». Разгром армии был полным. Все что не досталось немцам осталось в руках большевистского правительства в Москве. Разгром был сравним с событиями 1941-года. В 1918-м году территория на юге России стала переходить под контроль Добровольческой армии и Войска Донского, которые заявляли о готовности вести войну с Германией, за что были поддержаны странами Антанты. Британия продолжила поставки закупленной еще при царе техники, среди которых были и гусеничные тягачи. Часть машин была брошена германской армии при отходе, так как элементарно не хватало вагонов для вывоза.
Как минимум десяток тракторов Клейтон эксплуатировались во ВСЮР (Вооруженных силах на Юге России). Когда военные поставили вопрос о бронетанковой технике, как показали события в Европе, совершенно необходимой для обеспечения победных наступлений, в ожидании поставок боевых машин с островов, было принято решение бронировать гусеничные трактора. Трактора Клейтон были самой мощной платформой для бронирования. Но не самой удобной. Если обратить внимание на компоновку полугусеничных тракторов типа Холт (Рустон) и Клейтон с первого взгляда становится ясно, что без существенных переделов получить их них удачную боевую машину не получится, боевое отделение придется делать или сверху над агрегатами трактора или существенно увеличивать платформу в длину и (или) ширину. Как известно англичане, французы и немцы начав с тракторных шасси в итоге построили оригинальные боевые машины. Но на Юге России не было людей, технической возможности и времени заниматься развитием идеи, танки были нужны здесь и сейчас. В 1918-м году начались работы по бронированию трактора Клейтон. На шасси трактора установили бронекорпус по типу "ящик с дверкой" со скругленными углами и крышей с пулеметными амбразурами по кругу. Вокруг шасси была установлена боевая платформа, на которой размещались 11 членов экипажа. Точной информации о расположении экипажа у импровизированного танка нет, судить о его конструкции можно только по единственной фотографии, но скорее всего отделение управления не переносилось, а пушка устанавливалась в заднем свесе. Машина была передана в боевые части в апреле 1919-го года.
Поступив на вооружение ВСЮР импровизированный танк возможно получил название «Полковник Безмолитвенный», хотя точных подтверждений этому нет. Полевые испытания бронетрактора показали, что из-за большого веса надстройки и неудобного управления использовать такой танк в бою практически не возможно. Первый принципиально неполугусеничный танк, построенный в России получился неудачным. Боевые машины, бронированные на шасси полугусеничным машин типа Аллис-Чалмерс и Ломбард, оказались не в пример удачнее.
Интересно отметить историю Михаила Александровича Безмолитвенного, по имени которого были названы две боевые машины - сначала захваченный у немцев Эрхард, а позднее и бронированный Клейтон, если это изделие действительно так называлось. Прожив чуть более 90 лет, родившийся в 1883 году Михаил Безмолитвенный, георгиевский кавалер, служил в казачих частях до эвакуации их Крыма с начала карьеры. Окончил Новочеркасское офицерское училище в 1900. Карьера Безмолитвенного в РИА - Офицер 11-го Донского казачьего полка, Войсковой старшина, командир 53- го Донского казачьего полка. В Донской армии ВСЮР - с 1918 полковник, с 8 янв. 1919 начальник 11- й Донской пешей дивизии, с мая 1919 — мар. 1920 начальник 3-й Донской казачьей дивизии. Генерал-майор (1919).
Танк отвели с первой линии и использовали для обучения экипажей танков и солдат из противотанковых частей. При эвакуации частей Донской армии в 1919-м году с Дона боевую машину скорее всего просто разобрали. После эвакуации ВСЮР в Крым, а затем после неудачной обороны Крыма, в руки Красной Армии попало некоторое количество гусеничных тягачей Клейтон. В частях РККА эти машины были лучшими и самыми мощными тягачами. Машины служили достаточно долго, пока не были переданы в учебные школы. Фотографии тракторов Клейтон с бойцами в форме РККА гораздо более частые по сравнению с остальными участниками проекта "Гусеничный трактор для РИА" - тракторами Холтами и Ломбардами. Клейтоны служили дольше всех в РККА, выполняя свои прямые задачи по перемещению артиллерии
О других проектах ранних гусеничных российских танков и других беовых машин можно почитать в канале в этих статьях:
Clayton & Shuttleworth Multipede. 1916. Всеанглийский конкурент Холта.
Бронетрактор Гулькевича. 1916. Танк или штурмовая САУ?
6.0 Вагон Блинова. Русский след в истории гусеницы.
Бронеавтомобиль Гарфорд. 1915. Часть 1. Лучший бронеавтомобиль Первой мировой.
Бронеавтомобиль Гарфорд. 1915. Часть 2. Лучший бронеавтомобиль Первой мировой. Морской тип.
Два в одном. Phoenix Centipede Truck and Tractor. 1914. Американские полугусеничники.
Источники:
«СТАЛЬНЫЕ КОНИ» КРАСНОЙ АРМИИ НА ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ, Станислав Кирилец, Александр Кириндас. ТиВ. 09.2010
http://archive.commercialmotor.com/article/28th-february-1918/15/the-110-hp-clayton-tractor
https://www.gracesguide.co.uk/Clayton_and_Shuttleworth
https://www.gracesguide.co.uk/National_Gas_Engine_Co