Найти в Дзене
Remont1969

Танк армии Юга России. "Полковник Безмолитвенный" он же "Клейтон". 1918. Форт на гусеницах.

Короткая история "эрзац-танка" на шасси Cleyton Multipede на службе Вооруженных сил Юга России. "Белогвардейский мирный трактор", ощетинившийся пулеметами, стал одним из первых танков на Юге России. "Юг России" был официальным названием, как пишут в энциклопедиях, Территории с централизованным военным управлением и сформированными атрибутами государственной власти. Власть принадлежала военной хунте ВСЮР (Вооруженные Силы на Юге России), которая была сформирована из Добровольческой Армии и Войска Донского. В попытках создать у себя полноценные бронетанковые силы в мастерских армии начали бронирование пригодных для этого шасси. Одним из таких бронированных машин и стал импровизированный танк, который принято именовать "Полковник Безмолитвенный".

«Полковник Безмолитвенный»/«Клейтон» (условные наименования)

Страна: Юг России

Производитель: Мастерские ВСЮР

Год выпуска: 1919

Кол-во выпущенных: 1

Экипаж: 11

Шасси: Cleyton Multipede

Вооружение: 76,2-мм полевое орудие, 6 × 7,62-мм Максим обр. 1910

Бронирование: 4,5 - 6 мм?

Мощность: 110 л.с.

Двигатель: The National Gas & Oil Engine Company, Ltd.

В 1916-м году на фирме Clayton and Shuttleworth началось производство мощного гусеничного трактора с передним направляющим колесом. Трактор сразу создавался под спецификации военных и был предназначен для использования в качестве тягача тяжелых артиллерийских систем. В 1915-м году Генеральный штаб Российской Императорской Армии, планируя глобальные наступления 1916-1917-годов, начал создание частей артиллерии, оснащенной тяжелыми пушками и гаубица. Перед войной, которая ожидалась маневренной, упор делался на пехотные орудия, вот в итоге и пришлось создавать подразделения ТАОН (Тяжелой Артиллерии Особого Назначения) по ходу войны. К 1 октября 1916 г. в РИО было 408 тракторов, в основном колесных, больше всего было полноприводных колесных американских Мортонов и английских паровых Виккерсов (так назывались рутьеры фирмы Фоулер).

Трактор Cleyton Multipede
Трактор Cleyton Multipede

Осенью 1916 года в САСШ и Великобритании Военным ведомством было заказано 200 гусеничных тракторов, которые должны были больше соответствовать требованиям к артиллерийским тягачам, обеспечивающим достаточную мобильность тяжелой артиллерии. Планы были широкие и на 1917 планировалось приобрести не менее 1500 единиц тракторов, под которыми понимались все типы и гусеничные, и колесные трактора, а также полноприводные автомобили. Вся закупавшаяся гусеничная техника была полугусеничной - американские тракторы «Холт-Катерпиллер», «Аллис-Чапмерс» и «Ломбард» и английские «Рустон» и «Клейтон». Среди всего "заопарка" выделялись тягачи Клейтон, это были самые мощные и наиболее качественно построенные машины. Если Аллис-Чалмерс и Ломбард были фактически полугусеничными грузовиками с вынесенным вперед двигателей и кузовом, а Холт и его лицензионная копия Рустон - полугусеничными тракторами с двигателем по центру машины и постом управления сзади, то Клейтон предлагал 110-сильный тягач нормального тракторного типа с выдвинутым вперед на отдельной поворачивающейся раме рулевым колесом, которое этой машине в принципе было не нужно.

На фотографии два Клейтона и между ними 75-ти сильный Рустон, копия лицензионная Холта
На фотографии два Клейтона и между ними 75-ти сильный Рустон, копия лицензионная Холта

Историю поставок в России тракторов Cleyton Multipede восстановить сложно, так как начались они только в 1917-м году и сформировать части ТАОН удалось только к концу года. Переброшенные в ожидании наступления на линию фронта частив войне принять участия не успели. В основном техника была брошена после срыва переговоров в Бресте и досталась германской армии, которая после разрыва правительством большевиков мирного договора стремительно заняла огромные территории на западе и юге империи, дойдя до Ростова-на-Дону. Благодаря уникальному умению вести переговоры Троцким и коммунистическим правительством на территории от Буга до Дона были брошены только из состава частей ТАОН - 162 гусеничных трактора «Клейтон», 263 трактора «Рустон», 27 тракторов «Ломбард», 155- и 122-мм тяжелые французские пушки, 6-дюймовые российские пушки, 6-дюймовые пушки «Шнейдер», 6- и 8-дюймовые английские гаубицы «Виккерс». Разгром армии был полным. Все что не досталось немцам осталось в руках большевистского правительства в Москве. Разгром был сравним с событиями 1941-года. В 1918-м году территория на юге России стала переходить под контроль Добровольческой армии и Войска Донского, которые заявляли о готовности вести войну с Германией, за что были поддержаны странами Антанты. Британия продолжила поставки закупленной еще при царе техники, среди которых были и гусеничные тягачи. Часть машин была брошена германской армии при отходе, так как элементарно не хватало вагонов для вывоза.

Фото: RCforum.ru Донская армия. Аэродром в Новочеркасске. Февраль — март 1919 г.
Фото: RCforum.ru Донская армия. Аэродром в Новочеркасске. Февраль — март 1919 г.

Как минимум десяток тракторов Клейтон эксплуатировались во ВСЮР (Вооруженных силах на Юге России). Когда военные поставили вопрос о бронетанковой технике, как показали события в Европе, совершенно необходимой для обеспечения победных наступлений, в ожидании поставок боевых машин с островов, было принято решение бронировать гусеничные трактора. Трактора Клейтон были самой мощной платформой для бронирования. Но не самой удобной. Если обратить внимание на компоновку полугусеничных тракторов типа Холт (Рустон) и Клейтон с первого взгляда становится ясно, что без существенных переделов получить их них удачную боевую машину не получится, боевое отделение придется делать или сверху над агрегатами трактора или существенно увеличивать платформу в длину и (или) ширину. Как известно англичане, французы и немцы начав с тракторных шасси в итоге построили оригинальные боевые машины. Но на Юге России не было людей, технической возможности и времени заниматься развитием идеи, танки были нужны здесь и сейчас. В 1918-м году начались работы по бронированию трактора Клейтон. На шасси трактора установили бронекорпус по типу "ящик с дверкой" со скругленными углами и крышей с пулеметными амбразурами по кругу. Вокруг шасси была установлена боевая платформа, на которой размещались 11 членов экипажа. Точной информации о расположении экипажа у импровизированного танка нет, судить о его конструкции можно только по единственной фотографии, но скорее всего отделение управления не переносилось, а пушка устанавливалась в заднем свесе. Машина была передана в боевые части в апреле 1919-го года.

-5

Поступив на вооружение ВСЮР импровизированный танк возможно получил название «Полковник Безмолитвенный», хотя точных подтверждений этому нет. Полевые испытания бронетрактора показали, что из-за большого веса надстройки и неудобного управления использовать такой танк в бою практически не возможно. Первый принципиально неполугусеничный танк, построенный в России получился неудачным. Боевые машины, бронированные на шасси полугусеничным машин типа Аллис-Чалмерс и Ломбард, оказались не в пример удачнее.

Интересно отметить историю Михаила Александровича Безмолитвенного, по имени которого были названы две боевые машины - сначала захваченный у немцев Эрхард, а позднее и бронированный Клейтон, если это изделие действительно так называлось. Прожив чуть более 90 лет, родившийся в 1883 году Михаил Безмолитвенный, георгиевский кавалер, служил в казачих частях до эвакуации их Крыма с начала карьеры. Окончил Новочеркасское офицерское училище в 1900. Карьера Безмолитвенного в РИА - Офицер 11-го Донского казачьего полка, Войсковой старшина, командир 53- го Донского казачьего полка. В Донской армии ВСЮР - с 1918 полковник, с 8 янв. 1919 начальник 11- й Донской пешей дивизии, с мая 1919 — мар. 1920 начальник 3-й Донской казачьей дивизии. Генерал-майор (1919).
Казаки станицы Каменской . В центре с булавой и в белой папахе Михаил Безмолитвенный.
Казаки станицы Каменской . В центре с булавой и в белой папахе Михаил Безмолитвенный.

Танк отвели с первой линии и использовали для обучения экипажей танков и солдат из противотанковых частей. При эвакуации частей Донской армии в 1919-м году с Дона боевую машину скорее всего просто разобрали. После эвакуации ВСЮР в Крым, а затем после неудачной обороны Крыма, в руки Красной Армии попало некоторое количество гусеничных тягачей Клейтон. В частях РККА эти машины были лучшими и самыми мощными тягачами. Машины служили достаточно долго, пока не были переданы в учебные школы. Фотографии тракторов Клейтон с бойцами в форме РККА гораздо более частые по сравнению с остальными участниками проекта "Гусеничный трактор для РИА" - тракторами Холтами и Ломбардами. Клейтоны служили дольше всех в РККА, выполняя свои прямые задачи по перемещению артиллерии

фото: RCforum.ru Трактор Клейтон в тракторной школе.
фото: RCforum.ru Трактор Клейтон в тракторной школе.

О других проектах ранних гусеничных российских танков и других беовых машин можно почитать в канале в этих статьях:

Clayton & Shuttleworth Multipede. 1916. Всеанглийский конкурент Холта.

Бронетрактор Гулькевича. 1916. Танк или штурмовая САУ?

6.0 Вагон Блинова. Русский след в истории гусеницы.

Бронеавтомобиль Гарфорд. 1915. Часть 1. Лучший бронеавтомобиль Первой мировой.

Бронеавтомобиль Гарфорд. 1915. Часть 2. Лучший бронеавтомобиль Первой мировой. Морской тип.

Два в одном. Phoenix Centipede Truck and Tractor. 1914. Американские полугусеничники.

Артиллерийская школа, г.Одесса. Это уже 1926 год
Артиллерийская школа, г.Одесса. Это уже 1926 год

Источники:

«СТАЛЬНЫЕ КОНИ» КРАСНОЙ АРМИИ НА ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ, Станислав Кирилец, Александр Кириндас. ТиВ. 09.2010

http://archive.commercialmotor.com/article/28th-february-1918/15/the-110-hp-clayton-tractor

https://www.gracesguide.co.uk/Clayton_and_Shuttleworth

https://www.gracesguide.co.uk/National_Gas_Engine_Co