Как показывает статистика, российский рынок электромобилей пока совсем маленький — такие машины составляют всего 0,4% от всего объема продаваемых в стране авто. При этом средняя стоимость электромобиля — 1,4 млн рублей, а это более чем в 2 раза выше средней стоимости машины с двигателем внутреннего сгорания (632 тыс. рублей).
Однако ситуация меняется. По словам пресс-секретаря автопортала "Дром" Марии Погребец, с начала года продажи новых электромобилей в РФ увеличились в 5 раз в сравнении с предыдущим аналогичным периодом, да и количество проданных электромобилей б/у выросло на 58%. Что же происходит на отечественном рынке автомобилей, приводимых в действие чудесной силой электричества?
Российский рынок электромобилей
Эксперты "Дрома" изучили данные о продажах электромобилей в 2021 году и установили, что за девять месяцев этого года подобных машин уже продано на 16% больше, чем за полный 2020 год. Вероятно, одним из основных факторов роста популярности электромобилей стал их беспошлинный ввоз.
По словам аналитика Игоря Олейникова, авто на электрической тяге пока остаются для россиян предметом роскоши, так их стоимость в среднем гораздо выше цен на автомобили с двигателем внутреннего сгорания.
Как сказал Олейников, в нашей стране электромобили представлены в двух сегментах — "премиум" и "хэтчбек" для города. В Москве и Петербурге более популярны машины класса "премиум", при этом новые. На Дальнем Востоке и в Сибири предпочитают подержанные Nissan Leaf из Японии. Действительно, самая популярная машина в категории электромобилей — это Nissan Leaf. 74% всех продаж авто с электродвигателем пришлись именно на эту модель.
Tesla занимают порядка 11% российского рынка электромобилей. оставшиеся 15% делят между собой различные конкуренты Nissan Leaf (вроде Hyundai Kona Electric) и "Теслы" (Audi e-tron и т. д.).
Как следует из проведенного "Дромом" опроса, 63% респондентов хотели бы купить электромобиль в ближайшие 2 года. При этом 28 % опрошенных смущены стоимостью и небольшим выбором подобных машин, а 23% недовольны малым количеством зарядных станций. Только 12 % респондентов не видят для приобретения электромобиля особых препятствий и всерьез подумывают об этом.
Российские автолюбители ждут следующего года
Одна из причин невысокого спроса на электромобили в России может скоро исчезнуть — с 2022 года крупные производители планируют начать у нас продажи электромобилей массовых марок. В частности, Kia собирается привезти в Россию свой электрический кроссовер EV6. Сначала приобрести творение корейского автопрома можно будет в Москве и Санкт-Петербурге, затем география продаж будет расширена.
Другой электрокроссовер — Hyundai Ioniq 5 — окажется доступен россиянам с середины следующего года. Раньше россияне могли купить лишь новый электрокар JAC iEV7S (Китай), который был представлен отечественным автолюбителям осенью 2020 года, но фактически не продавался.
Так что рынок электромобилей в РФ наверняка будет расти.
Даже несмотря на высокую стоимость новых электрокаров и дорогое обслуживание: по данным сети автосервисов FIT SERVICE, средний чек за обслуживание авто с электродвигателем составляет в России 18 911 рублей, тогда как обслуживание машины с ДВС стоит в среднем 9 888 рублей.
"Новые Известия" — иногда электромобили самопроизвольно загораются.
-----