Конструктор первого белорусского компьютера, который пошел в серийное производство, чемпион БССР в авторалли «Осень-79» Владимир Аникеев рассказал МЛЫН.BY, как он создавал автомобиль с объемом двигателя 2,2 литра на основе стандартного мотора «Москвича»; как изготовил свой вариант инжектора, воздушный фильтр, коллектор и тягу. Об этом и не только — в эксклюзивном материале МЛЫН.BY.
Семейные «Москвичи»
Первым автомобилем в семье Владимира, как можно догадаться, был «Москвич-400», тогда он был еще ребенком, поэтому помнит его смутно. Как-то отец решил разогнать «Москвич» до 90 км/ч и перевернулся.
— В 1961 году у нас в семье был уже «Москвич-407». Отец 5 лет возил нас на отдых к морю в Одессу (любимый пляж Лузановка), на многочисленные курорты СССР, куда мог приехать в отпуск каждый советский человек на своей машине, — рассказывает Владимир. — Следующим семейным «Москвичом» стал самый ранний 2140, который отец приобрел по ветеранской очереди.
Еще будучи студентом, Владимир был увлечен ремонтом и усовершенствованием автомобиля, даже пробовал сделать первые «разварки» — так называемые расширенные колесные диски, часто используемые спортсменами в ралли, благодаря которым автомобиль увереннее держит дорогу. Однако опыт не был удачным. Но любой опыт непременно пригодится в дальнейшем.
Автоспорт и звездный дебют в автогонках
Однажды товарищ предложил Владимиру записаться в автоклуб ДОСААФ «Автогонки», расположенный недалеко от общежития, в котором жил Владимир.
Работал наш герой конструктором в НИИ ЭВМ, и был одним из ведущих разработчиков первых белорусских ЭВМ серии «Минск». Проработал там конструктором 1-й категории 20 лет.
Как человек уже сведущий — стал механиком, готовил автомобили к ралли. С единомышленниками большой командой гонщиков и механиков многократно выезжал на авторалли, кольцевые гонки.
— В СССР этот вид спорта был одним из любимых, — признается Владимир. — Проходили соревнования в разных республиках Советского Союза. Например, в Киеве была трасса международного класса, и в заездах с нашими гонщиками соперничали зарубежные спортсмены. Так с товарищами объехал практически всю Прибалтику, Украину, Беларусь и другие республики.
Порой 120 дней в году приходилось отсутствовать на работе. Организаторы соревнований направляли на предприятия письма с просьбой отпустить работника на соревнования с сохранением заработной платы. Но освобождали от работы исключительно только за свой счет. А вот пилотам и штурманам в этом плане повезло, их расходы полностью оплачивал клуб.
В 1979 году решением клуба был создан новый экипаж, в который вошли Вячеслав Русских (пилот) и Владимир Аникеев (штурман). Это был дебют для обоих. На чемпионате БССР — авторалли «Осень-79» спортсмены завоевали 1-е место в мастерском классе.
— Что значит в мастерском классе?
— Группа квалифицировалась по количеству участвовавших в соревнованиях мастеров спорта. За победы в таких автогонках спортсменам начислялись баллы, исходя из которых присваивались звания мастеров спорта и кандидатов в мастера, — пояснил Владимир.
Но, к сожалению, из-за проблем со зрением Владимиру не позволили далее участвовать в автогонках. Тем не менее до 1984 года он продолжал работать в автоклубе механиком. А после — увлекся экстремальным водным туризмом — на целое десятилетие, ходил по рекам Алтая, Карелии, Карпат...
Рождение «Москвича», который валит»
Со временем у Владимира появилась идея сделать «Москвич» с более мощным мотором, чем заводской. И очень кстати ему попались книги Эдварда Сингуринди, посвященные созданию такого двигателя. Вооружившись его рекомендациями, Владимир взялся за работу. Кроме того, в то время у него был доступ к станкам, на которых он мог изготавливать необходимые детали.
— Методом Сингуринди мотор собирается таким образом, что разобрать его уже невозможно. Я сделал такой двигатель, но автомобиль проехал всего 100 километров и подшипники коленвала разлетелись, — делится мужчина.
— Тогда я сделал второй коленвал: 86,5 мм на 2,3 л. А после и третий: 2,2 литра (более 100 лошадиных сил). Этот двигатель установил в свой «Москвич-412 ИЖ», на котором в настоящее время проехал уже 1,5 тысячи километров.
Как он это сделал? Проработав на бумаге основные габаритные размеры, практически без допусков, полагаясь на свое чутье к железу и понимая, что расточить отверстие очень тяжело, гораздо легче сделать шейку, чтобы запрессовать.
Коробка передач — пятиступенчатая от Ford
Владимир использовал жигулевский инжектор «Январь 5.1», в котором есть возможность настройки нестандартных конфигураций. В настройке этого блока Владимиру помог Александр Бирюков, который перепрошил программу под двигатель 2,2 литра.
Также собственноручно Владимир изготовил воздушный фильтр из производственной картофелечистки и листовой нержавейки. Для выштамповки верхней и нижней крышек Владимир делал специальные приспособления.
На фото мы видим необычную панель, также созданную Владимиром. Инжектор построен на базе блока управления «Жигулей», а приборы управления от «Москвича» были с ним несовместимы.
— Пришлось встроить в габариты москвичовской «торпеды» тахометр, приборы контроля уровня топлива, давления масла, температуры охлаждающей жидкости, ручник, свет ближный/дальний, лампу неисправности блока управления и поворотники, которые тоже сделал сам, поскольку хотел, чтобы они были раздельными, — резюмировал собеседник.
Так была реализована идея вместить все показывающие приборы на панели собственного образца.
Проект длиной в 14 лет
Автомобиль для этого проекта Владимир искал долго, выбор пал на «Москвич ИЖ» 1981 года, который был в эксплуатации уже 8 лет. Предыдущий владелец следил за «Москвичом», поэтому автомобиль достался Владимиру в добротном состоянии.
По времени проект занял долгие 14 лет — с 1994 по 2008-й.
Что-то приходилось переделывать из-за ненадлежащего качества.
— Кузов было решено перекрасить, цвет подбирали по максиму близкий к оригинальному, который имел очень романтическое название (как практически вся палитра колеров «Москвичей» советского времени) — «неаполитанский желтый», а баночка от прежней краски хранилась в автомобиле с момента его продажи с завода, — рассказывает Владимир. — Это была нитрокраска, именно такую использовали в СССР и красили горячим методом.
В наше время принято все упрощать, так и цвет вместо «неаполитанского желтого» сотрудниками ГАИ переименован в «желтый», а как жаль…
«Не падать духом»
— Я не люблю дачу, я люблю ковыряться в машине, — говорит Владимир.
Уверяем вас, сейчас многие молодые люди также предпочитают проводить время с пользой именно в гараже, со старой советской техникой. У кого-то это семейная реликвия, у кого-то приобретено в память о дедушке или об отце. Таким ребятам приходится учиться с нуля. Кому-то это дается легко, а кому-то необходим совет.
— Я готов поделиться опытом, рассказать о нюансах многих сложных вещей. Считаю, что подобная работа требует больших усилий, огромного желания и что важно — особой опрятности, — подчеркнул Владимир.
В завершении разговора Владимир выразил благодарность историческому клубу «Москвич-ретро» (Минск) и дал напутствие молодому поколению:
— Хочу выразить благодарность всем ребятам из исторического клуба «Москвич-ретро» за то, что они вдохновили меня на этот проект. Отдельная благодарность Александру Бирюкову за помощь в настройке блока управления. А молодому поколению — хочу пожелать не падать духом, если что-то не получается с первого раза! — подытожил он.
Владимир Аникеев познакомил нас со всеми тонкостями устройства «Москвича», а напоследок — прокатил с ветерком. Все подробности в нашем видео:
Автор статьи: Светлана Курейчик
Автор фото: Светлана Курейчик
Автор видео: Светлана Курейчик