Даже сегодня, увидев фото этого необычного автомобиля, можно подумать, что он появился в нашем времени из далёкого будущего. А между тем он имел вполне современное название ‒ «ГАЗ-16». Но, кроме футуристического обличия, у машины было и ещё одно необычное свойство ‒ она обладала способностью… летать.
Симбиоз автомобиля и самолёта
Её создали советские инженеры ещё в шестидесятых годах ‒ время, когда мир уверенно вступал на путь технического прогресса. Страницы фантастических романов устаревали на глазах: в Советском Союзе взлетел в космос Юрий Гагарин, в Америке Теодор Майман изобрёл фантастический гиперболоид и назвал его лазером, в Германии появились первые плавающие автомобили, а в Японии ‒ высокоскоростные поезда.
Поэтому совсем неудивительно, что именно в это время советские конструкторы вдохновились идеей создать летающий автомобиль. Произошло это на прославленном ГАЗе ‒ Горьковском автомобилестроительном заводе. Руководителем проекта назначили Алексея Андреевича Смолина.
Решение основывалось не просто на факте того, что он занимал должность ведущего конструктора предприятия, в расчёт брался и его инженерный опыт, приобретённый во время работы на Казанском авиастроительном заводе. Кому как ни ему можно было поручить создание летающего по воздуху автомобиля, а точнее говоря, перемещающегося в пространстве на воздушной подушке. К проекту подключились инженеры секретного предприятия, скрывавшего специфику своих занятий под грифом почтового ящика 200, специалисты Центрального аэрогидродинамического института.
От моделей к действующему экземпляру
Поначалу испытания проводили на моделях, в десять раз меньших настоящего автомобиля. Шланг, присоединенный к мини-образцу, нагнетал воздух, и машинка послушно зависала над водой или сушей.
В начале шестидесятых первый экземпляр необыкновенной машины был выполнен в натуральную величину. Кузов был обтекаемой формы, кабина представляла собой оригинальный прозрачный колпак. В длину аппарат занимал 7,5 м, ширина равнялась 3,6 м. Вес составлял 2,125 тонны.
Подобно самолёту, автомобиль был оборудован шасси. В передней и задней части размещались мощные вентиляторы с помощью которых и формировалась воздушная подушка. Управление устройством производилось при помощи вертикально закреплённых винтов. Автомобиль мог развивать во время полёта скорость в 40 км в час.
Чересчур много недостатков
Удачными первые испытания назвать было нельзя. Проходя ограниченный флажками прямой коридор 12-метровой ширины, «ГАЗ-16» не раз сходил с правильного курса. Ещё хуже обстояло дело на дистанции в виде змейки. Воздушная подушка имела мизерную 150-миллиметровую высоту, по этой причине автомобиль имел возможность передвигаться, как правило, только над ровной поверхностью. При надводных полётах вокруг корпуса возникали сильные брызги, серьёзно затруднявшие водителю как обзор, так и управление.
Конструкторы не прекращали непростой процесс доработки. Но в один не очень прекрасный день проект окончательно закрыли, решив, что летающий «ГАЗ» обходится государству слишком дорого. Да и действительно, тогда подобного рода экзотические машины с присущими им малой скоростью и низкой манёвренностью проигрывали обычным авто в конкурентной борьбе начисто.