Найти тему

Золотой светильник Небесного храма

Золотой храмовый светильник упоминается среди особых богослужебных атрибутов Небесной скинии и самым первым (Откр.1:12), и самым последним (Откр.22:5), — а общее количество обращений книги Откровение к этому образу составляет число «семь», что также весьма символично.

И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом... (Откр.4:5)
И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом... (Откр.4:5)

При этом в четырех из семи упоминаний (Откр.1:12-13, Откр.1:20, Откр.2:1, Откр.4:5) новозаветный храмовый светильник имеет вид семи горящих перед Небесным престолом золотых лампад, — а предостережение, адресованное Ангелу Ефесской церкви, свидетельствует о том, что положение этих лампад не является непоколебимым, и что этим почетным местом нужно дорожить:

Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься (Откр.2:5)

Кроме того, в главе 11 «светильниками» именуются «два последних пророка», которые, как сказано, есть «…две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли» (Откр.11:3-4).

А завершает череду образов новозаветного храмового светильника свидетельство о том, что новый Иерусалим, «сходящий от Бога с неба», освещается не лампадами, и даже не солнцем, но славой Божией, — поэтому после того, как светилом Небесного града предстанет Чудесный Агнец (Откр.21:11,23), нужды в дополнительном освещении «вселенского духовного пространства» уже не будет (сравн. – «…ибо Господь Бог освещает их», Откр.22:5).

Что касается ветхозаветных времен, — в рукотворной скинии Моисея перед сплошной завесой, отделяющей предел «Святое святых» от предела «святое», также находился особый золотой семисвечник (Исх.25:31-40), который согласно ветхозаветному богослужебному уставу должен был гореть там каждую ночь «от вечера до утра» (Исх.27:20-21).

А служение при этом светильнике могли нести только священники самого высокого чина (т.е. сыны Аарона, Исх.27:20-21, Лев.24:2-4, Чис.8:2-4).

(Очевидно, что именно ветхозаветный семисвечник-менора, в самом общем смысле указывающий на Божественный свет, освещающий и просвещающий народ Божий, выступает главным предначертательным образом новозаветного небесного светильника, прорисованного в книге Откровение. Однако и масштабы, и устройство рукотворной земной и нерукотворной небесной скиний имеют принципиальные различия, поэтому настолько же различаются и соответствующие этим храмам светильники-семисвечники)

При этом весьма знаменательно, что согласно свидетельствам Откровения в определенный момент с неба упала некая «большая звезда», имевшая ранее и свое небесное место, и свое служение, подобное «функции» светильника, — но поскольку все это было ею предано, оставлено и утрачено, никакого отношения к небесному храмовому светильнику эта «звезда» более не имеет («...и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод», Откр.8:10). А это с учетом других библейских свидетельств об отпадении и падении диавола означает, что в образе павшей с неба звезды прорисован не кто иной, как бывший осеняющий херувим, который не сохранил своего достоинства (сравн. – Иуд.1:6) и был свергнут сначала с Сиона, а затем и с неба:

Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней… От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор (Иез.28:14-17)

Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему". Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней (Ис.14:12-15)

Знаменательным представляется и то обстоятельство, что тайнозритель называет горящие перед Престолом небесные лампады «семью духами» («…и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих», Откр.4:5), — однако с учетом того, что греческое слово πνεῦμα (т.е. «дух») может обозначать не только личности и сущности, но и такие понятия как «ветер» и «дуновение» (то есть указывать на силы и действия, имеющие Божественное происхождение), воспринимать свидетельство о «семи духах» как указание на семь конкретных Ангельских личностей в данном случае было бы неверно.

Кроме того, именно смыслы «Божественного дуновения» были прорисованы в связанном с небесным светильником-семисвечником предначертательном образе, который был явлен в ветхозаветные времена пророку Захарии. Причем «пророческий» светильник Захарии сохранял некоторое подобие рукотворному золотому светильнику скинии Моисея, и на первый взгляд выглядел как «неодушевленный» предмет, — однако Ангел, объясняющий Захарии смысл явленного ему «храмового» светильника, дает понять, что этом образе представлено живое слово Божье, утверждающее и созидающее вселенскую Новозаветную Церковь:

И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его... И Ангел, говоривший со мною, отвечал и сказал мне: ты не знаешь, что это? И сказал я: не знаю, господин мой. Тогда отвечал он и сказал мне так: это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф (Зах.4:2-6)

А поскольку буквально тут же этот «пророческий» золотой семисвечник уподобляется слову «не воинством и не силою» (в то время как Ангелы Божьи есть не что иное, как Небесное Воинство), — весьма сомнительно, что в новозаветном воплощении этого образа «семь духов Божьих» представляют собой Воинство, то есть Ангелов Божьих, сравн.:

…пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра (3 Цар.19:11–12)

Так или иначе, нет никаких сомнений, что небесный светильник-семисвечник, прорисованный в книге Откровение, и по внешнему виду, и по существу связанного с ним священнодействия (когда все семь его лампад непрестанно горят пред лицем Божиим) есть «наглядный» образ Божественного Домостроительства Нового Завета, — а Церковь Христова предстает в этом образе источником света, возжигаемым «не воинством и не силою» Ангелов, и не молниями и громами, исходящими от Небесного престола (сравн. – Откр.4:5), но чистым и совершенным действием Святого Духа (которое представлено семью огненными лампадами, питаемыми золотом от двух маслин, сравн.: «…что значат те две маслины с правой стороны светильника и с левой стороны его?», Зах.4:11; Рим.11:16). Причем образные именования Спасителя «корнем Иессеевым» (Ис.11:1-4, Рим.15:12), и «корнем Давидовым» (Откр:5:5, Откр.22:16; Ис.6:13 и т.д.), и «обетованной отраслью» (Ис.4:2, Ис.11:1, Иер.23:5, Иер.33:15, Зах.3:8, Зах.6:12), и даже «краеугольным камнем» (Ис.28:16, Зах.3:9-10, Зах.4:7, Зах.10:4) указывают на непоколебимую духовную основу новозаветного храмового светильника, утвержденного на двух масличных ветвях, исходящих от единого живого корня.

Более того, при таком понимании семь огней золотого небесного светильника предстают собирательным образом полноты и совершенства пророческих даров и Церковных Таинств, которые по действию Св. Духа воссияли во вселенской полноте новозаветных церквей, сравн.:

но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян.1:8)

И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней… Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли (Откр.11:3-4)

А поскольку Сам Господь в ипостаси Слова пребывает в буквальном смысле «посреди семи светильников» (сравн. – Откр.1:12-13, Откр.2:1), — в совокупности с неугасимым огнем семи горящих перед Божественным престолом небесных лампад (образ Св. Духа) и Самим Сидящим на престоле (образ Отца Небесного) вся представленная тайнозрителю духовная панорама возрастает до пророческого образа Пресвятой Троицы, что открывает в видениях ап. Иоанна еще один исключительный, всеобъемлющий и беспрецедентный по уровню откровенности новозаветный смысл.

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: «Два пророка» Апокалипсиса и светильник из двух маслин в книге Захарии

Предыдущая статья: Золотой жертвенник каждения в книге Откровение

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #небесный золотой светильник с семью лампадами, Откр.1:12-13, Откр.2:1 #семь светильников семь духов Божиих, Откр.4:5 #новозаветный светильник пророка Захарии, Зах.4:2-6