Найти в Дзене

Золотой светильник Небесного храма

Оглавление

.

Золотой храмовый светильник упоминается среди особых богослужебных атрибутов Небесной скинии и самым первым (Откр.1:12), и самым последним (Откр.22:5), — а общее количество обращений книги Откровение к этому образу составляет число «семь», что также весьма символично.

.

И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом... (Откр.4:5)
И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом... (Откр.4:5)

.

При этом в четырех из семи упоминаний (Откр.1:12-13, Откр.1:20, Откр.2:1, Откр.4:5) этот нерукотворный светильник имеет вид семи горящих перед Небесным престолом золотых лампад, — а предостережение, адресованное Ангелу Ефесской церкви, свидетельствует о том, что его положение среди семи небесных лампад не является непоколебимым, и что этим почетным местом нужно дорожить:

Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься (Откр.2:5)

.

Кроме того, в главе 11 «светильниками» именуются «два последних пророка», которые, как сказано, есть «…две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли» (Откр.11:3-4).

А венчает образы новозаветного храмового светильника свидетельство о том, что новый Иерусалим, «сходящий от Бога с неба», освещается не лампадами, и даже не солнцем, но славой Божией, — поэтому после того, как светилом Небесного града предстанет Чудесный Агнец (Откр.21:11,23), вселенскому духовному пространству «дополнительное освещение» не потребуется (сравн. – «…ибо Господь Бог освещает их», Откр.22:5).

Что касается ветхозаветных времен, — в рукотворной скинии Моисея перед сплошной завесой, отделяющей предел «Святое святых» от предела «святое», также находился особый золотой семисвечник (Исх.25:31-40), который согласно ветхозаветному богослужебному уставу должен был гореть там каждую ночь «от вечера до утра» (Исх.27:20-21).

А служение при этом светильнике могли нести только священники самого высокого чина (т.е. сыны Аарона, Исх.27:20-21, Лев.24:2-4, Чис.8:2-4).

(Очевидно, что именно ветхозаветный семисвечник-менора, символизирующий Божественный свет, который освещает и просвещает народ Божий, выступает главным предначертательным образом новозаветного небесного светильника, прорисованного в книге Откровение. Однако поскольку масштабы и устройство земной и небесной скинии имеют принципиальные различия, настолько же различаются и соответствующие этим храмам светильники-семисвечники)

Кроме того, весьма знаменательно, что согласно свидетельствам Откровения в определенный момент с неба упала некая «большая звезда», имевшая ранее и свое небесное место, и свое служение, подобное «функции» светильника, — но поскольку все это было ею предано, оставлено и утрачено, никакого отношения к небесному храмовому светильнику эта «звезда» более не имеет («...и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод», Откр.8:10). Так что с учетом множества различных библейских свидетельств об отпадении и падении диавола есть все основания утверждать, что в образе павшей с неба звезды прорисован не кто иной, как бывший осеняющий херувим, который не сохранил своего достоинства (сравн. – Иуд.1:6) и был свергнут сначала с Сиона, а затем и с неба:

Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней… От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор (Иез.28:14-17)

Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему". Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней (Ис.14:12-15)

.

Отдельно можно отметить то обстоятельство, что тайнозритель называет горящие перед Престолом небесные лампады «семью духами» («…и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих», Откр.4:5), — однако греческое слово πνεῦμα (т.е. «дух») может обозначать не только нематериальные личности и сущности, но и такие понятия как «ветер» и «дуновение» (то есть указывать на силы и действия, имеющие Божественное происхождение), так что воспринимать свидетельство о «семи горящих духах» как указание на семь конкретных Ангельских личностей в данном случае было бы неверно.

Более того, именно смыслы «Божественного дуновения» были прорисованы в связанном с небесным светильником-семисвечником предначертательном образе, явленном в ветхозаветные времена пророку Захарии. Причем образно-пророческий светильник Захарии сохранял некоторое подобие рукотворному золотому светильнику скинии Моисея, и на первый взгляд выглядел как неодушевленный предмет, — однако Ангел дает понять, что пророку явлено не некое золотое изделие, но живое слово Божье, утверждающее и созидающее вселенскую Новозаветную Церковь:

И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его... И Ангел, говоривший со мною, отвечал и сказал мне: ты не знаешь, что это? И сказал я: не знаю, господин мой. Тогда отвечал он и сказал мне так: это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф (Зах.4:2-6)

.

А поскольку буквально тут же этот «пророческий» золотой семисвечник уподобляется слову «не воинством и не силою», — весьма сомнительно, что в новозаветном воплощении этого образа «семь духов Божьих» представляют собой Небесное Воинство, то есть семь конкретных Ангелов Божьих, сравн.:

…пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра (3 Цар.19:11–12)

.

Так или иначе, нет никаких сомнений, что небесный светильник-семисвечник, прорисованный в книге Откровение, и по внешнему виду, и по существу связанного с ним священнодействия (когда все семь его лампад непрестанно горят пред лицем Божиим) есть «наглядный» образ Божественного Домостроительства Нового Завета, — а Церковь Христова предстает в этом образе источником нетварного света для всех народов, вдохновляемым «не воинством и не силою» Ангелов, и не молниями и громами, исходящими от Небесного престола (сравн. – Откр.4:5), но чистым и совершенным действием Святого Духа, которое представлено семью огненными лампадами, исполненными духовным золотом «новозаветных маслин» (сравн.: «…что значат те две маслины с правой стороны светильника и с левой стороны его?», Зах.4:11; Рим.11:16).

(При этом образные именования Спасителя «корнем Иессеевым», Ис.11:1-4, Рим.15:12, и «корнем Давидовым», Откр:5:5, Откр.22:16; Ис.6:13 и т.д., и «обетованной отраслью», Ис.4:2, Ис.11:1, Иер.23:5, Иер.33:15, Зах.3:8, Зах.6:12, и даже «краеугольным камнем», Ис.28:16, Зах.3:9-10, Зах.4:7, Зах.10:4, указывают на непоколебимое духовное основание двух золотых масличных ветвей, исходящих от единого живого корня)

Кроме того, при таком понимании семь огней золотого небесного светильника предстают собирательным образом совершенных пророческих даров и Церковных Таинств, которые по вдохновению Св. Духа воссияли во вселенской полноте новозаветных церквей, сравн.:

но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян.1:8)

И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней… Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли (Откр.11:3-4)

.

Более того, поскольку Сам Господь в ипостаси Слова пребывает посреди семи золотых светильников (сравн. – Откр.1:12-13, Откр.2:1), — в совокупности с неугасимым огнем семи «престольных» лампад (образ Св. Духа) и Самим Сидящим на престоле (образ Отца Небесного) вся представленная тайнозрителю духовная панорама возрастает до пророческого образа Пресвятой Троицы, что открывает в видениях ап. Иоанна еще один исключительный, всеобъемлющий и беспрецедентный по уровню откровенности новозаветный смысл.

.

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: «Два пророка» Апокалипсиса и светильник из двух маслин в книге Захарии

Предыдущая статья: Золотой жертвенник каждения в книге Откровение

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #небесный золотой светильник с семью лампадами, Откр.1:12-13, Откр.2:1 #семь светильников семь духов Божиих, Откр.4:5 #новозаветный светильник пророка Захарии, Зах.4:2-6