.
Первое упоминание в Откровении Иоанна Богослова новозаветного золотого жертвенника, прообразом которого выступал жертвенник для воскурения фимиама рукотворной скинии, продолжает пророческие видения, связанные с седьмой печатью Небесной книги, и прямо предшествует появлению на арене событий семи Ангелов с трубами:
И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение. И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить (Откр.8:3-6)
.
А поскольку перед описанием семи новозаветных «юбилейных» труб тайнозритель свидетельствует о том, что Ангелу с золотой кадильницей (которая согласно ветхозаветным уставам входит в число богослужебных принадлежностей золотого жертвенника) вручается небесный фимиам, который «с молитвами всех святых» следует возложить на золотой жертвенник каждения, — это обстоятельство связывает прорисованное в главе 8 новозаветное священнодействие с особым ветхозаветным установлением для первых дней юбилейного года, согласно которому трубное возвещение юбилея совершалось в день очищения народа и храма (Лев.25:8-10), когда первосвященник наполнял горящими углями свою золотую кадильницу и входил со священным курением за храмовую завесу к находящемуся в «Святое святых» ковчегу завета, сравн.:
И приведет Аарон тельца в жертву за грех за себя, и очистит себя и дом свой, и заколет тельца в жертву за грех за себя; и возьмет горящих угольев полную кадильницу с жертвенника, который пред лицем Господним, и благовонного мелко-истолченного курения полные горсти, и внесет за завесу; и положит курение на огонь пред лицем Господним, и облако курения покроет крышку, которая над [ковчегом] откровения, дабы ему не умереть (Лев.16:11-13)
.
Однако в Небесной скинии нет «ветхозаветной» завесы, а все небеса небес представляют собой Святое Святых, единократно и навечно очищенное Кровью Господа и Спасителя (Евр.9:11-12), — поэтому наполнять золотую кадильницу углями от жертвенника для того, чтобы продолжать очищение скинии, то есть входить за завесу и воскурять фимиам над крышкою ковчега, в духовных реалиях Нового Завета не имеет смысла.
И, тем не менее, золотая кадильница Ангела Откровения все-таки наполняется огнем от жертвенника (Откр.8:5), но происходит это уже по новозаветному образцу, прорисованному в предначертательных храмовых видениях пророка Иезекииля, сравн:
И говорил Он человеку, одетому в льняную одежду, и сказал: войди между колесами под Херувимов и возьми полные пригоршни горящих угольев между Херувимами, и брось на город; и он вошел в моих глазах… И когда Он дал повеление человеку, одетому в льняную одежду, сказав: "возьми огня между колесами, между Херувимами", и когда он вошел и стал у колеса, - тогда из среды Херувимов один Херувим простер руку свою к огню, который между Херувимами, и взял и дал в пригоршни одетому в льняную одежду. Он взял и вышел (Иез.10:2-7)
.
Другими словами, в соответствии с пророческими видениями Иезекииля после того, как золотая кадильница была наполнена небесным огнем, Ангел Откровения повергает этот огонь на землю, в результате чего на земле совершается целая череда удивительных и тревожных событий (Откр.8:3-6 и далее, сравн. – Иез:10 – Иез.11).
Причем вполне очевидно, что новозаветное схождение с неба очистительного жертвенного огня не следует отождествлять с изливающимися в поднебесный мир наказаниями и бедствиями. Поскольку священный огонь был взят от золотого жертвенника, пребывающего перед Небесным престолом, — он посылается не «на землю» видимого мира, но «на святую землю» внутреннего двора новозаветной Небесной скинии с целью возжечь там вселенский жертвенник всесожжения (т.е. события под седьмой печатью развиваются по образу первого освящения скинии Моисея и храма Соломона, когда священный огонь сходил на жертвы всесожжения, заполнявшие всю землю внутреннего двора).
.
Так что с этого момента священный жертвенник всесожжения Новозаветной Церкви возгорается в каждом уголке земли, и будет «гореть и не угасать» до самого последнего дня ветхого мира (сравн. – Лев.6:12-13, Лк.12:49), — а жертвенная христианская кровь по образу буквальных жертв всесожжения, которые возлагались на жертвенник скинии Моисея вместе с кровью и именовались «благоуханием приятным», возносит души мучеников прямо к Божественному Престолу (сравн. — Откр.8:4, Откр.12:11, Исх.29:18, Исх.29:39-41, Лев.1:9,13,17).
Что касается следующего обращения книги Откровение к образу небесного жертвенника каждения, — это обращение заслуживает внимания еще и по той причине, что четыре рога, утвержденные на углах этого жертвенника, прорисованы так, как будто они имеют свой собственный голос:
Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом, говоривший шестому Ангелу, имевшему трубу: освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате (Откр.9:13-14)
(Здесь весьма знаменательно, что поскольку в небесном жертвеннике Откровения воплощаются в том числе и предначертательные образы из книги пророка Иезекииля, сравн. – «…простер руку свою к огню, который между Херувимами…», Иез.10:7, — теми четырьмя рогами, которые «удерживают» четыре угла этого жертвенника, представляются Высшие Ангелы Божьи)
.
Кроме того, новозаветный золотой жертвенник упоминается в Откр.14:18-19 и в Откр.16:5-7 вместе с двумя Ангелами, первый из которых характеризуется как «имеющий власть над огнем», а другой — как «Ангел вод», что в совокупности соответствует ветхозаветному образу «военных добыч», очищение которых совершалось именно «огнем и водой» (Чис.31:21-24).
Более того, как в основе Совершенного Закона лежат не установления для плоти, но заповеди смирения и послушания, исполнить которые возможно только верой, милостью и судом праведным (сравн. – 1 Цар.15:22, Мф.9:13, Мф.12:7, Мф.23:23 и т.д.), — так и новозаветное понятие совершенной жертвы подразумевает не «телесную» беспорочность, но «сердце смиренное» и «дух сокрушенный» (сравн. – «Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже», Пс.50:19), которые претворяют исходящие от христиан славословия в особый новозаветный фимиам, а обладатели таких сердец соделываются «малым жертвенником Благовестия», на котором никогда не угасает чудесный очистительный огонь.
В целом же можно отметить, что прямая пророческая связь образов и событий из книги Откровение с законом Моисея и рукотворной скинией не умаляет возвышенности новозаветных понятий, так как в новозаветной реальности речь идет не о ритуальных действиях и буквальных жертвах, но о непрерывном и совершенном небесном священнодействии, в ходе которого на освященный и очищенный Кровью Спасителя нерукотворный жертвенник каждения днем и ночью возносится чистый фимиам молитв от всех народов со всех уголков земли (Мал.1:11, сравн. – Откр.5:8-9, Откр.8:3-4).
.
...............................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: Золотой светильник Небесного храма
Предыдущая статья: Пророческие смыслы золотого жертвенника скинии Моисея
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)
#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #золотой жертвенник перед небесным престолом, Откр.8:3 #вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога, Откр.8:4 #ангел поверг огонь золотой кадильницы на землю, Откр.8:5 #огонь между херувимами видения Иезекииля, Иез.10:2, Иез.10:6-7