Один из важнейших параметров самолета, о котором мало говорят в интернете это ресурс. Естественно речь идет о ресурсе планера т.к. остальные системы и агрегаты неоднократно меняются в процессе эксплуатации самолета. Например ресурс двигателя как правило значительно меньше чем ресурс планера. Поэтому замена двигателя это вполне обычная операция.
Параметры ресурса закладываются в момент проектирования самолета, но его необходимо поэтапно подтверждать используя для этого как планер для статических испытаний, так и периодический контроль серийных машин. Кроме того, используются опытные самолеты , принадлежащие КБ.
Продление ресурса часто вполне неплохо подкармливает КБ и стоит достаточно больших денег. Именно необходимость потратить огромные деньги на продление ресурса заставило компанию "Red wings"прекратить эксплуатацию Ту-204. И именно необходимость больших затрат на продление часто приводит к остановке эксплуатации вполне с виду бодрых самолетов с последующей утилизацией.
Ресурс исчисляется по трем параметрам: лётные часы, количество посадок или количество лет с момента постройки самолета.
Рассмотрим параметры ресурса некоторых отечественных типов самолетов:
Например Ан-10, при проектном ресурсе в 35000 лётных часов на момент прекращения эксплуатации имел подтвержденными 15000.
Кстати основной проблемой этого типа было использование нового на тот момент сплава В-95Т (алюминий-цинк-магний-медь), который и дал многочисленные трещины.
Ан-22 имел весьма скромный ресурс 8000 часов и 35 лет, который продлили до 10000 часов и 50 лет. Кстати планер Ан-22 достаточно сильно подвержен коррозии. Интересно, что последнее на данный момент продление КБ"Антонова" сделало в 2012 году в обмен на ремонт в России лопастей единственного сохранившегося на Украине Ан-22.
Ан-24 имел проектный ресурс 50000 часов и 35 лет , который уже многократно продлен и на данный момент составляет 80000 часов и 50 лет.
Кстати из-за понятных проблем теперь вопросами продления ресурса антоновских самолетов занимается ГОСНИИ ГА.
Проектный ресурс Ан-124 планировался на уровне 50000 л.ч., 10000 посадок или 45 лет.
На данный момент он подтвержден до 40000 л.ч.
Из-за того, что ресурс самолетов Ан-124-100 принадлежащих компании "Волга-Днепр" был продлен сторонними организациями ( компанией AMTES GmbH) ГП "Антонов" подавал иск на 5 млн. долл недополученного дохода.
Ил-18 имел ресурс 35000л.ч., который со временем продлили до 40000.
Ил-86 также до 35000 часов. У значительной части выпущенных самолетов этого типа к моменту остановки эксплуатации ресурс подходил к концу.
Ту-134 изначально имел ресурс в 30000 часов, на данный момент продлили до 55000 л.ч.
Ту-154Б-2 назначенный до 50000 л.ч., Ту-154М до 60000 л.ч.
Ко всему сказанному хочу добавить, что как правило опытным самолетам , а также первым серийным часто устанавливали очень малый ресурс. Так например опытный Як-42 СССР-42302 налетал всего 177 часов , после чего был списан.