Каким образом мошенника, маркетолога и продавцам удается на нас наживаться? Какие приемы убеждения и влияния они используют и как нам от них защититься?
В этой статье вы узнаете, какие автоматические реакции заложены в нас и как не дать другим людям воспользоваться ими.
- Чувство долга. Вы замечали — стоит кому-то оказать нам услугу, как мы тут же думаем, чем мы отблагодарим человека? В нас заложено желание всегда отвечать взаимностью. В обществе осуждаются люди, которые игнорируют правило обмена. Поэтому мы опасаемся прослыть неблагодарными. Другие люди могут воспользоваться этим. Например, сделать вам небольшую бесплатную услугу, а потом настоять на том, чтобы вы у них что-то купили. Вы будете чувствовать себя обязанным и скорее всего потянетесь за кошельком, чтобы избавиться от неприятного чувства долга. ЧТО ДЕЛАТЬ? Подумайте, пропорциональны ли одолжение и расплата?
- Уступка — тоже одолжение. Если продавец сначала предлагает вам дизайнерское платье за 20 000 рублей, а вы отказываетесь, он может вам предложить аналог попроще за 2000. В ваших глазах это будет выглядеть как уступка. Вы почувствуете, что должны этому человеку сделать приятно в ответ и купите это платье, хотя оно вам совсем не нужно. Здесь работает стратегия «Отказ — затем отступление». Нам кажется, что второе платье настолько дешево, что нам ничего не будет стоить ответить на уступку продавцу. ЧТО ДЕЛАТЬ? Подумайте, согласились ли бы вы на последнее условие продавца, если бы вы не услышали первое?
- Мы боимся упустить возможность и оказываемся в руках манипуляторов. Ограничения в духе «последний шанс купить!», «только для избранных» могут не отражать действительность, но их используют, чтобы мы больше тратили. Такие акции увеличивают продажи многократно. Во-первых, это связано с тем, что мы всегда хотим иметь больше. Если товар оказывается в дефиците, мы хотим его еще сильнее, так как ценность этого продукта в наших глазах вырастает многократно. Во-вторых, в условиях дефицита возрастает конкуренция и мы хотим во что бы то ни стало быть первыми в конкурентной гонке. Это используют, например, риэлторы, когда вскользь упоминают, что данный объект рассматривается еще несколькими клиентами. Сюда же подойдет фраза «запретный плод сладок». Мы подсознательно хотим именно то, что запрещено. ЧТО ДЕЛАТЬ? Спросите себя, на самом ли деле вам нужна дефицитная или запретная вещь. Купили бы вы ее, если бы дефицита/запрета не было?
- Мы боимся быть непоследовательными. Если мы устно или письменно пообещали что-то сделать в ответ на просьбу, мы склонны выполнить обещание. Если вас в магазине спросят, оставите ли вы отзыв о покупке, и вы ответите утвердительно, высока вероятность, что вы именно так и сделаете. ЧТО ДЕЛАТЬ? Будьте последовательны, но не обещайте того, чего сделать не сможете или не захотите.
- Чем больше усилий мы затрачиваем для достижения чего-то, тем более ценным это становится для нас. Поэтому некоторые продавцы эксклюзивной одежды и аксессуаров осознанно ограничивают предложение некоторых вещей и усложняют процесс их получения, чтобы они казались более ценными. ЧТО ДЕЛАТЬ? Играйте по правилам продавца или выберите другой бренд.
- Нас подталкивают к действиям социальные доказательства. Поэтому практически все продавцы борются за отзывы клиентов — чем больше их будет, тем легче будет потенциальным покупателям сделать покупку. Мы склонны повторять за большинством, что может сыграть с нами злую шутку, если мы окажемся в беде. Может так случиться, что свидетелями нашего несчастья окажется большое количество людей, но никто не придет нам на помощь, потому что каждый будет стремиться быть как все. ЧТО ДЕЛАТЬ? Взять одного человека из толпы и обратиться за помощью к нему лично. Он отреагирует на вашу просьбу, а не на поведение большинства, и скорее всего поможет.
- Мы склонны уступать тем, кто нам нравится. Так, нам скорее всего понравится продавец, который говорит нам комплименты, и мы с удовольствием купим у него что-то. ЧТО ДЕЛАТЬ? Спросите себя, понравился ли бы вам этот товар, если бы продавца вообще не было? Если да — решение Ваше, а не навязанное извне.
- Мы склонны соглашаться с теми, кто является для нас авторитетом или имеет над нами власть. К сожалению, некоторые люди демонстрируют власть только внешними атрибутами, а мы рады обманываться. Звания и дипломы могут быть фальшивыми, а специальная одежда или реквизит оказываются частью театрализованного представления. Мошенники часто облачаются в форму государственных служащих или даже рясу священника, чтобы пустить пыль в глаза и обмануть нас. ЧТО ДЕЛАТЬ? Проверьте, действительно ли человек облечен властью или притворяется? Далее оцените, использует человек свое положение в служебных или личных целях?
Резюме:
Человек в обычной жизни часто реагирует автоматически, и мошенники с продавцами могут на этом нажиться. Наша задача — защитить себя от манипуляций. Чтобы это сделать, нужно знать слабые места нашей психики.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!
Ваше мнение имеет значение. Пожалуйста, поделитесь им в комментариях.