Найти тему
Виктория Новак

Честно о психотерапии

Есть условно 4 вида сессий:

Начальная сессия – это знакомство. Клиент часто должен выговориться, а терапевт расспрашивает о том, что произошло, как, когда началось, как клиент сам понимает, что случилось, как понимает причины, с чем ситуация связана, что он уже пробовал делать, на что он надеется и т.д. И в конце терапевт предоставляет некий общий ответ, как он видит, что происходит и что можно сделать. Общий – потому что он будет еще много раз уточнятся и даже корректироваться. Потому что это нормально, что клиент раскрывается «как лук» в терапии. Первоначально он предъявляет то, с чем не боится работать. Может, это самое больное, а, может, нет, но это самое безопасное для посторонних ушей.

В отдельных случаях терапевт просит написать биографию, чтобы лучше понять клиента. Чтобы знать, как человек рос, какие значимые люди могли на него повлиять и т.д. И еще терапевт может ориентировать клиента на то, что ему необходимо посетить и другого специалиста, например, невролога, психиатра или другого врача.

Стандартная сессия, на которой мы устанавливаем неосознаваемые связи между внутренним устройством клиента и болезнью. На этом уровне уже возможны интервенции, но цель их, скорее, диагностическая: увидеть границы возможностей и готовности клиента.

На этом этапе возможно психо-образование клиента (обучение его), чтобы помочь ему расширить свое видение проблемы или снять тревогу.

Каждая сессия начинается с установления контакта. Обычно мы не продолжаем тему на том же месте, где закончили неделю назад. Психотерапия – это не чтение книги под названием клиент, это воздействие личностью на личность и для этого терапевту нужно понять, что с вами СЕГОДНЯ, что случилось за неделю.

Клиент на сессию приносит какой-то «материал». Это может быть событие из жизни, свои мысли, осознания, чувства за неделю. Может, свое творчество, свои размышления, вопросы и т.д. И я МОГУ выступать с инициативой, но гораздо важнее, что происходит у клиента, а не то, на какую тему с ним хочу поговорить я. Это ЕГО жизнь, его ответственность за терапию и его процесс проживания тех или иных событий. В противном случае, если я начинаю диктовать логику терапии, то она со временем становится похожа на «тебе надо, ты и разговаривай». Клиент идет на сессию, не чтобы активно участвовать, а чтобы с ним «что-то поделали». И даже если есть вау-эффект от того, какие «фокусы» исполняет терапевт, к сожалению, он действует до первого столба…

Моя задача – рассматривать материал клиента, усматривать, как он может быть связан с тем, на что человек жалуется, и как еще этот материал раскрывает клиента. Я могу показывать клиенту на противоречия между разными частями рассказа, между его более ранними мыслями и сегодняшними, между его словами и невербальными проявлениями. Далее я могу предложить вариант связи в этом противоречии или попросить клиента об этом подумать вместе.

Я указываю на то, что просто так не объяснишь (и если начать объяснять, то можно в конечном итоге выйти на самого себя) и это вызывает напряжение.

Если человек способен, то он ПРИЗНАЕТ (находит и соглашается) со своими ограничениями, либо начинает убегать от мыслей через, например, рационализацию («а что, бывает по-другому?») или отрицание («ничего не понимаю!»).

А я либо поддерживаю клиента в его принятии, либо указываю ему на его сопротивление.

Это выводит нас на отработку в корректирующем эмоциональном опыте клиента. С этой целью могут использоваться разные технологии. Вы знаете, я за мультимодальный подход. Кому-то нужно КПТ, кому-то Гештальт, кому-то Экзистенциальная терапия. Подходы варьируются и сочетаются. Но хочу, чтобы вы понимали, нет какой-то зубодробительной универсальной техники. Я люблю коллекционировать подходы, но все дальше и больше убеждаюсь, что «русскому хорошо, а немцу смерть». Кто-то не может или не хочет визуализировать, кто-то напрочь игнорирует ведение дневников, кто-то очень хочет поконфликтовать, а кому-то наоборот надо больше расслабляться. Подбор техники – это мое мастерство, но еще и ответственность клиента. Можно поиграть в работу, а можно сделать. Можно притвориться, что делаешь, и давать социально желаемые ответы. К сожалению, то, что человек БЕРЕТ из терапии – это то, что он хочет и готов нести.

И да, люди, которые прыгают от одного психолога к другому, часто просто не готовы к психотерапии. Они не готовы искать в работе то, что могут реально делать, не готовы сказать терапевту, что им не нравится, а просто тратят время в ожидании вау-эффекта.

Я думаю, что существуют плохие психологи. Но я думаю, что их значительно меньше, чем клиенты их представляют. Поэтому я беспокоюсь, когда мне говорят, что я – чья-то последняя надежда. Не настолько у меня развита гордыня, чтобы приписывать достижения моих клиентов на свой счет. Нет, я убеждена, что ОНИ САМИ это делают, а психолог – лишь помогает. И пока вы не чувствуете, что вы сами – своя надежда, то вам не нужен психолог\психотерапевт. Возможно, стоит обратиться к специалисту другого профиля…

Когда накопилось достаточно материала, чтобы человек мог совершать осознанные поступки в отношении близких (когда человек готов пошатнуть свои защиты и попробовать новые модели реагирования, когда он в полной мере видит связи между тем, как живет, и тем, как болеет), то мы с ним начинаем планировать маленькие поступки. Это сессии реконструктивные. На данном этапе уже не прошлый опыт имеет значение, а то, что получилось сделать, и то, что помешало, что помогло, что еще можно было сделать, что не учли и т.д.

Именно поступками меняется состояние и достигается выздоровление. Любые новые мысли и чувства, инсайты и благословения (даже из рук гуру), бессильны перед сопротивлением среды. Вы придете в тот же дом, увидите те же лица, которые будут вовлекать вас в те же истории… И все вернется на круги своя.

Поэтому до совершения ПОСТУПКОВ, все было подготовкой. Терапевт активно предлагает, спрашивает, хотя и не настаивает. Поступки СОГЛАСУЮТСЯ с клиентом, он может что-то отменить\видоизменить и т.д. Поступки могут тщательно планироваться, диалоги проигрываться и т.д. И нет такого времени года\ правильной даты и пр., когда звезды идеально сойдутся, чтобы человек пошел и сделал. ВСЕГДА будет через сопротивление. Тревога будет всегда, сколько бы человек ни готовился. Но важно не сделать «без тревоги», а сделать «как-то». И получится не так, как человек планировал, но получится как-то. И в этом большая победа!

Но мир все равно склонен опять вовлекать человека в предыдущую модель реагирования. Поэтому наступает поддерживающая терапия, чтобы не впасть обратно. Она не всегда регулярная, скорее, проводится по запросу.

Насколько вероятно проработать так себя? Честно говоря, практически не реально, сколько бы книг вы ни прочитали. Есть одно «но». Если у вас состояние позволяет это все с собой сделать, скорее, вам это НЕ требуется. Здоровый человек может обращать внимание на какие-то свои поступки, где он из мотивов самооценки творит, что называется, «дичь», но ему хватает просто времени поговорить с собой. Правда хватает и осадка не остается. А вот если его на теме самооценки «глючит», скорее, это уже не про здоровье.

Хотя, есть данные, что при наличии высокого интеллекта и высокой чувствительности некоторые прорываются. Это тогда, когда они могут ВЕРНО назвать свои переживания, описать ЧЕСТНО, с чем они связаны, ИСКРЕННЕЕ поделиться ими с кем-то и адекватно оценить свой вклад в их зарождение.

-2

Ставьте лайк. Вам не сложно, а мне приятно.

Запись на консультацию по WhatsApp +7 967 445 80 60 или через ВК