Так ли хороши электрокары на самом деле?
Преимущества, в первую очередь это — не нужно топливо, а электроэнергия до десяти раз дешевле, чем бензин или дизель. Второй сильный аргумент, что техническое обслуживание практически не требуется. Там нет ДВС, следовательно не нужно моторное масло, антифриз, не нужно обслуживать коробку передач, менять в ней масло. Поменял тормозную жидкость, колодки, обслужил подвеску, и то, подвеска под электромобили отличается от обычной. Основные узлы, которые требуют внимания — это шаровые и подшипники. Это намного меньше сервисных и ремонтных работ, чем в обычном автомобиле. Соответственно и затраты на обслуживание гораздо меньше.
Из минусов, минус в том, что мы живем в России, тут Наполеон и много кто еще замерз, что уж говорить про аккумуляторы электромобиля. Проблема в том, что если у автомобиля аккумулятор рассчитан на 300 км хода в обычной европейской стране, где климат намного мягче, то в наших реалиях, при включенной печке и замерзающем аккумуляторе в -25, хода хватит на 100 км. Тем самым, ни о каких поездках между городами здесь говорить уже не приходиться, максимум — дом-работа и вечером на зарядку.
Следующий и немаловажный минус — это инфраструктура. Заряжать электромобиль попросту негде. Если сейчас массово запустить производство и разом выдать хотя бы 10 тысяч машин на страну, то это будет коллапс. Быстрых зарядок, которые способны зарядить за 30-40 минут практически нет, а заряжать от бытовой сети, это уже порядка 8 часов. Да и подходит этот вариант в случае, если ты живешь в собственном доме, поверьте во дворе многоквартирника вы не выбросите так просто переноску на улицу, обязательно найдутся персонажи, которые её попросту своруют. А покупать раз в неделю удлинитель такое себе удовольствие.
Проблему нехватки электрозаправок логично решить их массовыми установками. Но почему их собственно говоря не ставят? Мало электромобилей, на начало этого года их было чуть больше 10 тысяч и поэтому это просто экономически нецелесообразно. Сейчас те зарядные станции, которые ставят Россети — это чисто маркетинговые вложения и по большей части, вложения в оптимизм будущего. Потому как “отбить” средства обратно очень сложно. Одна заправка с быстрой зарядкой стоит начиная от миллиона рублей и выше.
В новых автомобилях идут лишь незначительные конструктивные различия, которые не дают каких-то серьезных преимуществ независимо от модели. Здесь в большей степени все от предпочтений покупателя и количества опций которые он готов купить — круговой обзор, автоматическая парковка, экран больше на пару дюймов, сиденья с обдувом, подогревом и тому подобное. А в остальном они все схожи, конечно, у каждого производителя есть свои “фишки” — разные аккумуляторы, разная емкость, разные системы привода, по разному распределены батареи по развесовке, но глобально кардинальной разницы между ними нет.
Все минусы и плюсы я уже перечислил, но к ним добавляется:
Подержанные электрокары, которые стоят дешево, они в плохом состоянии. Машина в более менее хорошем состоянии стоит около миллиона, и это будет машина примерно 2014-15 года выпуска, если говорить по Leaf. Если смотреть со стороны потребителя, то проще доплатить еще 200 тысяч и купить новый Solaris с гарантией и привычным левым рулем.
Плюс, покупая подержанный электрокар, это всегда приобретение “кота в мешке”. Однозначно будут проблемы с аккумуляторными батареями, даже несмотря на то, что при покупке автомобиля с Японии заявлялась емкость аккумулятора 10 из 10.
Сейчас моряки наловчились воровать батареи пока судно находится в море, попросту заменяют хорошие батареи на уже “убитые” и не факт, что в Россию ваш электрокар приедет с родными аккумуляторами.
Специфика обслуживания электрокаров
Замена батарей стоит довольно дорого, точных цен по факту нет, поскольку индустрия еще не устоявшаяся, каждая станция может по разному взять за работу, а сама батарея стоит от 5 тысяч долларов (Leaf). В итоге замена батарей выйдет минимум в половину стоимости всего автомобиля.
А еще одна большая проблема, сервисы боятся электромобилей и не умеют их обслуживать. В городах миллионниках по пальцам можно пересчитать количество сервисов, которые умеют работать с электрокарами. Поэтому в случае поломки тяжело будет найти мастера, который все починит и то, что это будет дорого — факт.
Как будет развиваться ситуация с электрокарами в России в ближайшем будущем
Если на уровне государства начнется решаться проблема с инфраструктурой, туда будут влиты миллиарды, то ситуация относительно быстро решится. Вопрос, зачем это государству? Даже если сейчас полностью прекратить выпуск автомобилей на ДВС и начать выпуск только электрокаров, то они существенно смогут поменять соотношение только через 15-20 лет. Поэтому массовым транспортом электромобили станут еще не скоро. В том же Китае или США нет и 5% эксплуатируемых электромобилей от общего количества. Поэтому могу высказать мнение, что будущее все же за гибридными автомобилями, а не за электрокарами.
Скорее всего массово будут приобретаться китайские электромобили за счет низкой цены. А вот с обслуживанием этих машин возникнут проблемы, поскольку никто не знает, как они детально устроены и как их чинить. Сейчас там популярны марки Geely, Great Wall, BYD, Nio, JAC и они же в ближайшее время будут массово выходить на российский рынок. Безусловно в лидерах будет Тесла и будет покупаться, как второй, третий автомобиль, но уже совсем в другом ценовом диапазоне, в отличие от китайских марок.
Практические советы тем, кто хочет купить электрокар
Если покупаете подержанный электромобиль, то тщательно нужно проверить его энергоустановку на специализированном сервисе. Поскольку её стоимость это ⅔ стоимости всего автомобиля.
Ну, а если решили покупать новый автомобиль, то выбирайте по своему вкусу и возможностям. Там все на гарантии и больших проблем не возникнет с технической стороны, как и с любым новым автомобилем.
Алексей Рузанов, технический директор международной сети автосервисов FIT SERVICE.